Культурология

Культурология
1 курс 1 семестр
Аватара пользователя
Артём Мамзиков
Admin
Сообщения: 804
Стаж: 5 лет 1 месяц
Откуда: Вологодская область
Поблагодарили: 33 раза
Контактная информация:

Культурология

Сообщение Артём Мамзиков »

Ссылка на архив 200Р
Содержимое архива
Содержимое архива
Содержимое архива
7 Вариант
Задание 1. Наука в системе культуры

План

I Введение 3
II Науки и ее отличие от других компонентов духовной культуры 4
1. Понятие науки и ее функции ....................................................................4
2. Критерии науки 5
III Место науки в системе духовной культуры 8
1. Связь науки с другими сферами духовной культуры 8
2. Наука и религия ......................................................................................10
3. Наука и нравственность..........................................................................11
4. Наука и искусство ..................................................................................14
IV Заключение 18
Список литературы 19

I Введение

В числе различных видов человеческой деятельности особую сферу составляет наука, которая является формой общественного сознания.
В отличие от морали, искусства и религии, наука возникла в более позднее время. Для этого понадобился весь предыдущий опыт человечества по преобразованию природы, потребовавший обобщений, выводов и знания процессов, протекающих в окружающем мире.
Наука, как и другие формы духовной культуры, имеет двойственную природу: она представляет собой деятельность, связанную с получением знаний о мире, и одновременно всю совокупность этих знаний, результат познания. Наука с самого своего основания систематизировала, описывала, отыскивала причинно-следственные связи явлений, ставших предметом ее внимания. Таким предметом для нее был весь окружающий мир, его устройство, происходящие в нем процессы.
Для науки характерны поиск закономерностей различных явлений действительности и выражение их в логической форме. Если для искусства формой выражения и отражения мира является художественный образ, то для науки — логический закон, отражающий объективные стороны и процессы природы, общества и др.
Строго говоря, наука — сфера теоретического знания, хотя она выросла из практической необходимости и продолжает быть связана с производственной деятельностью людей. В целом ей, при наличии конкретных наук, свойственно устремление к обобщению и формализации знания.
На сегодняшний день наука в современном обществе играет важную роль во многих отраслях и сферах жизни людей. Несомненно, уровень развития науки может служить одним из основных показателей развития общества, а также это, несомненно, показатель экономического, культурного, цивилизованного, образованного, современного развития государства.
II Науки и ее отличие от других компонентов духовной культуры
1. Понятие науки и ее функции
Наука представляет собой один из важнейших компонентов духовной культуры, в котором познавательный элемент преобладает над ценностным, смысл науки и научной деятельности заключается в получении объективных знаний о мире. Однако наука – это не только система знания.
Как элемент духовной культуры она представляет собой сферу человеческой деятельности, представляющую собой рациональный способ познания мира, в которой вырабатываются и теоретически систематизируются знания о действительности, основанные на эмпирической проверке и математическом доказательстве.
Целью и высшей ценностью науки является поиск объективной истины, акротерием истинности научного знания выступает предметно-практическая деятельность человека (всего человечества).
Науку в целом можно рассматривать как:
1. особую систему знаний, выработанных человечеством о мире;
2. особую систему общественных организаций и учреждений, вырабатывающих, хранящих и распространяющих эти знания;
3. особый вид деятельности – систему научных исследований, удовлетворяющих особым критериям и проводимых по особым правилам.
В качестве главных функций науки в жизни общества отметим:
- познавательная функция задана самой сутью науки, главное назначение которой - познание природы, общества и человека, рационально-теоретическое постижение мира, открытие его законов и закономерностей, объяснение самых различных явлений и процессов, осуществление прогностической деятельности, то есть производство нового научного знания;
- мировоззренческая функция, безусловно, тесно связана с первой, главная цель - разработка научного мировоззрения и научной картины мира, исследование рационалистических аспектов отношения человека к миру, обоснование научного миропонимания;
- производственная, технико-технологическая функция призвана для внедрения в производство инноваций, новых технологий, форм организации и др. Исследователи говорят и пишут о превращении науки в непосредственную производительную силу общества, о науке как особом «цехе» производства, отнесении ученых к производительным работникам;
- культурная, образовательная функция заключается главным образом в том, что наука является феноменом культуры, заметным фактором культурного развития людей и образования. Ее достижения, идеи и рекомендации заметно воздействуют на весь учебно-воспитательный процесс, на содержание программ планов, учебников, на технологию, формы и методы обучения. Безусловно, ведущая роль здесь принадлежит педагогической науке. Данная функция науки осуществляется через культурную деятельность и политику, систему образования и средств массовой информации, просветительскую деятельность ученых и др.


2. Критерии науки

Особое место в духовной культуре определяется значением познания в способе бытия человека в мире, в практике, материально-предметном преобразовании мира. Материально-предметное, практическое изменение мира невозможно без познания мира. Познание является внутренним, неотъемлемым моментом практической деятельности. Практика и познание взаимно дополняют и опосредуют друг друга. Познание порождается практикой человека и в конечном счете нацелено на ее совершенствование.
Познание может быть донаучным, вне научным и научным. Донаучное и вне научное обыденное, житейское знание позволяет лишь констатировать и поверхностно описывать состояния предметов, вещей, фиксировать некоторые факты. Научное знание предполагает не только описание, но и объяснение фактов, выявление всего комплекса причин, порождающих явление. Наука ориентирована на получение такого нового знания, истинность которого не просто утверждается, но и доказывается, обосновывается, ориентирована на строгую, последовательную организацию знания, на его систематизацию, получение достоверных предсказаний и т.п.
Рассмотрим те критерии, или признаки, наличие которых позволяет считать, что перед нами – именно научное, а не какое-либо иное (например, идеологическое или эстетическое) знание.
Общие критерии научности следующие:
1. Объективность, или принцип объективности. Научное знание связано с раскрытием природных объектов, взятых «самих по себе», как «вещи в себе» (не в кантовском понимании, а как еще не познанных, но познаваемых). При этом происходит отвлечение и от интересов индивида, и от всего сверх природного. Природу требуется познать из нее самой, она признается в этом смысле само достаточной; предметы должны быть познаны без привнесения в них чего-либо субъективного или сверх природного.
2.Рациональность, рационалистическая обоснованность, доказательность. Если обыденное знание опирается на «мнения», то в научном знании не просто что-то сообщается, а приводятся необходимые основания, по которым это содержание истинно; здесь действует принцип достаточного основания. Судьей в вопросах истины становится разум, а способом ее достижения – критичность и рациональные принципы познания.
3.Эссенциалистская направленность, т.е. нацеленность на воспроизведение сущности, закономерностей объекта (отражение повторяющихся, но несущественных свойств объекта тоже подчинено этой цели).
4.Особая организация, особая системность знания; не просто упорядоченность, как в обыденном знании, а упорядоченность по осознанным принципам; упорядоченность в форме теории и развернутого теоретического понятия.
5.Проверяемость; здесь и обращение к научному наблюдению, к практике и испытание логикой, логическим путем. Научная истина характеризует знания, которые в принципе проверяемы и, в конечном счете, оказываются подтвержденными. Проверяемость научных истин, их воспроизводимость через практику придает им свойство общезначимости (и в этом смысле интерсубъективности).
Иногда в критерии научного знания включают истинностное знание и ограничивают этим науку. Однако в науке немало гипотез, которые являются ни истинным знанием, ни заблуждением; но из гипотез может формироваться максимально достоверное знание – теория. Такие знания и являются конечной целью науки. Если же принять за науку только истинностное знание, то из нее будут устранены гипотезы, а вместе с ними – и самый важный источник роста научного знания; мы будем иметь крайне упрощенную и ошибочную структуру роста научного знания.
Для определения характера той или иной сферы знания (научно оно или нет) следует брать не один какой-либо из перечисленных признаков, а всю их систему, весь их комплекс.

III Место науки в системе духовной культуры
1. Связь науки с другими сферами духовной культуры

Все, что нас окружает, можно мысленно разделить на две большие сферы: все, не созданное человеком (естественное) и все, им созданное (искусственное). Первую сферу мы, как правило, называем природой, а вторую — культурой. Культура– это воплощение человеческих стремлений, переживаний и достижений, провалов и разочарований, это именно то, что отличает человека от животных.
Как известно, культура, в свою очередь, делится на две большие группы: материальную и духовную, которые различаются по способу воплощения результатов человеческих усилий.
Материальная культура – это вся сфера материальной деятельности человека (орудия и предметы труда, жилища, одежда, предметы обихода, техника и т. п.). Понятием «духовная культура» обозначаются духовная деятельность людей, ее процесс, средства и результаты, т. е. сфера сознания, познания, воспитания и просвещения. Продуктом духовной деятельности являются идеи, представления, научные гипотезы, художественные образы, мифологические символы, моральные и правовые нормы, религиозные воззрения и т. п.
Духовная культура существует в различных видах, или формах, из которых основными являются наука, религия, искусство и философия. Эти формы духовной культуры сходны между собой в том, что с помощью них человек пытается ответить на бесчисленные вопросы, которые он, будучи существом разумным (homo sapiens), со времени появления на земле не устает себе задавать; а различие между ними заключается в том, что они исследуют различные объекты и используют разные методы.
Наука отличается от других форм общественного сознания и культуры следующим:
- от религии тем, что разум и опора на чувствительную реальность в науке имеет большее значение, чем вера. В науке преобладает разум, но в ней также имеет место вера в познавательные возможности разума, и интуиция, особенно при формировании гипотез. Наука может сосуществовать с религией, поскольку внимание этих отраслей культуры устремлено на разные вещи: в науке — на эмпирическую реальность, в религии — преимущественно на в нечувственное (вера). В отличие от научного мировоззрения, религиозное мировоззрение выражается в общении с «божеством», со сверхъестественным при помощи молитв, таинств, святынь, символов. Оно основано на молитвенном и жертвенном отношении к сверхъестественному, признание которого всегда скрыто в глубинах мировых религий;
- от философии тем, что ее выводы допускают эмпирическую проверку;
- от искусства отличается своей рациональностью, не останавливающейся на уровне образов, а доведенной до уровня теорий. Искусство представляет собой одну из форм общественного сознания, которая отражает действительность в художественных образах;
- от идеологии тем, что ее истины общезначимы и не зависят от интересов определенных слоев общества;
- от техники тем, что наука нацелена не на использование полученных знаний, а на само познание мира.

2. Наука и религия
Наука и религия представляют собой два фундаментальных пласта культуры и два основополагающих типа мировоззрения взаимодополняющих друг друга. Каждая эпоха имеет своя доминанты, наряду с которыми присутствуют периферийные фоно¬вые типы мировоззрения, фоновые типы культурных подсистем играющие, тем не менее, значимую роль в развитии человеческого общества. Так, если в эпоху Средневековья в европейской традиция господствующей была христианская религиозность — как офи¬циально, так и на уровне массового сознания, то Новое время, а той же европейской традиции, начиная с XVII века, являет нам образец нарастающего господства научного типа миропонимания. А в Средневековье наука существовала в виде фонового, в основном элитарного типа миропонимания, свойственного кругам просве¬щенного монашества и зарождавшейся тогда светской университет-ской науки. Это не означает, однако, что одна форма миро¬воззрения сменяет другую, полностью вытесняя из человеческой культуры предшествующую. Хотя история культуры свидетельст¬вует, что в эпоху господства религиозных систем как форм познания мира и как структур массового сознания наука подавляется и третируется в том числе и силовыми методами. В эпоху господства наука как формы познания мира и как ориентации массового сознания, подавляется теми же методами религиозность. На самом деле отношения между научным и религиозным типам миропонимания, конечно, гораздо сложнее.
Наука сегодня не вытеснила религиозные формы миропонимания, не уничтожила их. Она лишь оттеснила религиозность на периферию стратегической магистрали познания и миропонимания в структурах массового сознания общества.
Фундаментальные познавательные установки научного и религиозного способа миропонимания пересекаются друг с другом очень плотно. С одной стороны, наука не представляет собой сплошного потока объективированного знания, полное обоснование которого сводится к доказательности, будь то теоретической или экспериментальной. С другой стороны, системы религиозной веры не сводятся к принятию лишь на веру каких -то основополагающих установок. В науке существуют структуры, которые обосновывают выводимые из них знания и принимаются на веру в качестве аксиоматической базы тех или иных научных теории.
Степень обоснования таких утверждений различна, но почти всегда они исходят из самоочевидности для познающего разума, интеллектуальной прозрачности, достаточности с позиции внешних по отношению к теории параметров, и т. д. Все это при ближайшей рассмотрении оказывается видоизмененными установками пери. Конечно, вера научная, убеждение в самоочевидности тех или иных научных основоположений, вовсе, но сводится к тому, чем является вера, вероустановка в религиозных системах. Но религиозные системы — это не только своды положений, которые апеллируют, прежде всего, к человеческой ворс, но и некоторые обобщенные конституции, опирающиеся на попытку аргументации и доказательности. Такие фрагменты, или аспекты религиозного отношения к миру получили название теологии, или, по-русски богословия, где под установки вероисповедания подводится базис рационального обоснования и доказательства, тот базис, который в основном и в первую очередь работает в науке.
Таким образом, научное познание неотделимо связано с верой, сопровождается ею, более того, в значительной степени начинается с некоторых элементов принятия на веру в качестве самоочевидных и интеллектуально-прозрачных постулатов для исходных положении научного творчества. А религиозная вера нуждается хотя бы а частичном подтверждении убедительности догматов при помощи методов рационализации и аргументации, принятых в научном знании.

3. Наука и нравственность

В науке и нравственности выделим три сферы их взаимодействия. Первая сфера - соотношение науки и ученых с применением их открытий в практической повседневной жизни. Вторая - внутринаучная этика, т.е. те нормы, ценности и правила, которые регулируют поведение ученых в рамках их собственного сообщества. Третья - некое "срединное поле" между научным и ненаучным в самых разных областях.
Говоря о первой сфере, надо иметь в виду, что ученый - человек, который производит и выражает на научном языке своего времени объективное знание о реальности или отдельных ее областях и характеристиках. Процесс научного познания движим в современном обществе целым рядом факторов, от масштабного финансирования до страстного познавательного интереса самого ученого. Само по себе знание, казалось бы, не несет никакой нравственной характеристики. Однако лишь до того момента, когда оно, пройдя ряд стадий трансформации, не превращается допустим в атомную бомбу, подводную лодку, приборы для тотального воздействия на чужую психику или для вмешательства в генетический аппарат. Вот тогда перед человеком-ученым встают, по крайней мере, две серьезные нравственные проблемы:
- продолжать ли исследования той области реальности, познание законов которой может нанести вред отдельным людям и человечеству в целом;
- брать ли на себя ответственность за использование результатов открытий "во зло" - для разрушения, убийства, безраздельного господства над сознанием и судьбами других людей.
Абсолютное большинство ученых решают первый вопрос положительно: продолжать. Познающий разум не терпит границ, он стремится преодолеть все препятствия на пути к научной истине, к знанию о том, как именно устроены мир и человек.
Собственно, нравственная сторона проблемы состоит здесь в том, что открытые учеными законы могут навредить людям, принести им зло. Противники некоторых видов исследований считают, что человечество сегодня еще не готово к информации о глубинных генетических законах или о возможностях работы с бессознательным, ибо это позволит из корыстных соображений массово манипулировать другими людьми. Они также считают, что знание об устройстве нашей планеты или открытие новых источников энергии может быть использовано злонамеренными группами террористов, воюющими государствами, тираническими правителями. Дать современнику такое знание, полагают противники безбрежного развития науки, все равно, что дать в руки несмышленому ребенку настоящее оружие. Человечество, поставившее во главу угла принцип свободы интеллектуального поиска, по мнению сторонников жесткого контроля за наукой, вовсе рискует уничтожить само себя. Заступники свободы науки отвечают, что в соответствии с такой логикой запретить можно многое, так как почти все предметы и процессы можно использовать как во благо, так и во вред человеку. Так что дело не в самом знании а в том как его применять.
И здесь мы приходим непосредственно ко второму вопросу-о внутринаучной этике. По нему мнения тоже разделяются, и это разделение инициировано реальным противоречием. В одном отношении ученый не может отвечать за последствия своих исследований, так как в большинстве случаев не он принимает кардинальное решение о том, как применить его открытие на практике. Массовое применение открытых законов на практике на совести бизнесменов и политиков - правительств, президентов, военных.
С другой стороны, ученый не марионетка, а человек с ясным умом и твердой памятью, поэтому он не может не осознавать собственный вклад в изготовление тех или иных предметов и систем, опасных для людей. Весьма часто ученые просто работают в военных или разведывательных ведомствах, выполняют конкретные заказы, прекрасно понимая, что их "физика" и "математика" служат вполне ясным целям. Ядерная бомба, нейтронная бомба, химическое и биологическое оружие не могут появиться без многолетних исследований, и вряд ли можно подумать, что ученые, участвующие в подобных разработках, не понимают, что они делают. Причем это могут быть крупные ученые-теоретики, а не только узкоспециализированные "прикладники". "Какая физика!", "Как тысяча солнц!" - вот фразы, которыми встретили создатели атомной бомбы взрывы в Хиросиме и Нагасаки. Вряд ли можно говорить о том, что они стояли на нравственной позиции. Скорее это дерзкое желание стать над добром и злом, любоваться красотой созданной человеком силы без учета страданий и гибели тысяч и тысяч невинных жертв. Несомненно, доля ответственности за происходящее в технике, технологии, медицине и других практических областях ложится на плечи ученого.
Наука, идущая рука об руку с гуманистической нравственностью, оборачивается великим благом для всех живущих, в то время как наука, равнодушная к последствиям собственных деяний, однозначно оборачивается разрушением и злом.
Разумеется, особенно остро проблемы нравственности науки стоят для ученых, занятых в прикладных областях, а также для тех конструкторов и инженеров, которые призваны воплощать идеи в конкретных технологиях. Ярким примером являются острые дискуссии, развернувшиеся вокруг темы клонирования животных и человека. Так, с одной стороны, клонирование может быть использовано для специального выращивания тех органов, которые отсутствуют у людей из-за несчастного случая или сильно повреждены болезнью. В этом случае клонирование - благо, оно гуманно, поскольку помогает продлить и сделать здоровой человеческую жизнь. Однако, с другой стороны, клонирование может быть реально использовано для создания породы людей "второго сорта", людей-рабов, многочисленных близнецов, созданных конвейерным способом с заданными качествами. Это стало бы поистине нравственной драмой для человечества.
Множество моральных проблем возникает при решении вопроса о трансплантации органов. Например, способность научной медицины пересаживать органы ставит вопрос о справедливости распределения дефицитных ресурсов для трансплантации.
Важно отметить и то, что ученые-гуманитарии несут моральную ответственность за собственные открытия и прозрения, теории и концепции не в меньшей степени, чем физики, создающие бомбы, и биологи, выращивающие в лабораториях чуму.
Ближайшим примером здесь могут быть психологи, претендующие в отличие от философов на статус полноценных ученых. Практическое применение психологических теорий в психотерапии, их использование в педагогической работе - очень мощно влияет на людей, которые становятся объектами применения теории или же вступают с терапевтом в диалог, строящийся по неким "концептуальным правилам". Психотерапевт, опирающийся на представление, что "в бессознательном мы все - завистники и ненавистники", может легко травмировать пациента, приписывая ему несуществующие пороки. В свою очередь теория, построенная на идее "любви к себе", крайне легко вырождается в проповедь эгоизма и насильственную "эгоизацию" личной жизни доверчивого слушателя. Человек, совмещающему в себе теоретика и практика, надо самому быть высоконравственным и чутким, чтобы исполнить важнейший врачебный принцип "Не навреди!". Есть большое отличие между рассуждениями в тиши кабинета и соприкосновением с реальными человеческими судьбами.
Не меньшую ответственность несут и такие ученые, как историки. Именно они формируют нашу коллективную память, и от их обычной порядочности зависит характер истолкования и переистолкования фактов. Создание новых интерпретаций минувшей истории - дело честности и совести каждого, кто за это берется. Для них очень важно не идти на поводу эмоций и амбиций, не потворствовать моде, а, как это положено в науке, искать истину: что было на самом деле? Распространение конъюнктурно создаваемых новых версий истории влечет за собой хаос и дезориентацию в массовом сознании, оно может способствовать раздуванию социальных и этнических противоречий, конфликта между поколениями.

4. Наука и искусство

Развитие науки, породившее колоссальные блага, связанные с научно–техническим прогрессом и разбудившее огромные разрушительные силы, угрожающие существованию самой человеческой цивилизации, неоднозначно оценивается в современной культуре и философии. В современной культуре отчетливо проявила себя дилемма: сциентизм-антисциентизм, что имеет непосредственное отношение к проблеме соотношения науки и искусства.
Сциентизм представил науку культурно-мировоззренческим образцом. Он предписывает ориентироваться на методы естественных и технических наук, а критерии научности распространять на все виды человеческого освоения мира. Одновременно со сциентизмом возник антисциентизм, провозглашавший прямо противоположные установки. Он весьма пессимистически относится к возможностям науки и исходит из негативных последствий НТР, требует ограничения экспансии науки и возврата к традиционным ценностям и способам деятельности.
Сциентизм и антисциентизм представляют собой две остро конфликтующие ориентации в современном мире. К сторонникам сциентизма относятся все те, кто приветствует достижения НТР, модернизацию быта и досуга, кто верит в безграничные возможности науки и, в частности, в то, что ей по силам решить все острые проблемы человеческого существования. Наука оказывается высшей ценностью, и сциентисты приветствуют новые свидетельства технического подъема. Антисциентисты видят сугубо отрицательные последствия научно-технической революции, их пессимистические настроения усиливаются по мере краха всех возлагаемых на науку надежд в решении экономических и социально-политических проблем.
Дилемма сциентизм - антисциентизм предстает извечной проблемой социального и культурного выбора. Она отражает противоречивый характер общественного развития, в котором научно-технический прогресс оказывается реальностью, а его негативные последствия не только отражаются болезненными явлениями в культуре, но и уравновешиваются высшими достижениями в сфере духовности. XX век так и не предложил убедительного ответа в решении дилеммы сциентизма и антисциентизма.
Искусство - самая многоплановая характеристика общества: здесь вся его биография, его анамнез и эпикриз, обвинительное заключение и аттестат его социальной зрелости. Но искусство - не только портрет, но и автопортрет данного общества. Искусство сегодня - барометр, чутко реагирующий на все изменения в политической, нравственной, духовной атмосфере общества.
Поскольку характер развития науки и искусства в каждую эпоху детерминируется в конечном итоге социальными факторами, отражающими особенности этой эпохи, сциентистский характер нынешнего столетия, несомненно, сказывается и на современном искусстве, как и на всей эстетической культуре в целом.
Действительно, наука воздействует и на факторы, обусловливающие состояние и развитие искусства, и определяющие самые различные его параметры. Наука воздействует и на самое искусство, причем на самые различные его компоненты, стороны, аспекты - на сам процесс художественного творчества, на его субъекта - художника, на продукты этого творчества, влияя, таким образом, на его содержание и формы, направление, масштабы и даже темпы развития, определяя, в известной мере, его эффективность, его социальную значимость.
Преобразуя окружающий мир, оказывая многоплановое влияние на самого человека, наука воздействует и на объект искусства. Наука, далее, вооружает художника новейшими и достовернейшими знаниями о мире, обществе, о себе самом, воздействуя на его духовный мир, определяя всю философию его жизни и творчества. Наука воздействует не только на характер и содержание творчества, не только на его формы, но и направление его развития, на количественные и качественные характеристики, формы и средства тиражирования, распространения и восприятия, на эффективность воздействия художественных произведений, на способах их хранения и репродукции.

Заключение

Наука, как следует из всего вышесказанного, является важнейшим элементом культуры. Наука включает в себя как специфическую деятельность по получению нового знания, так и результат этой деятельности - сумму полученных к данному моменту научных знаний, образующих в совокупности научную картину мира.
Наука возникла, отвечая на определенную потребность человечества в производстве и получении истинного, адекватного знания о мире, и существует, оказывая весьма заметное воздействие на развитие всех сфер общественной жизни. Наука всегда опирается на сложившиеся в обществе культурные традиции, на принятые ценности и нормы. Познавательная деятельность вплетена в бытие культуры. Отсюда становится понятной собственно культурно-технологическая функция науки, связанная с обработкой и возделыванием человеческого материала - субъекта познавательной деятельности, включение его в познавательный процесс.
Наука не может развиваться вне освоения знаний, ставших общественным достоянием и хранящихся в социальной памяти. Культурная сущность науки влечет за собой ее этическую и ценностную наполненность.
Функционирование науки как элемента культуры, обусловлено различными факторами как культурного, так и природного происхождения.
Сама же наука в результате своего исторического развития превращается в культурообразующий фактор развития человечества, что несет в себе противоречивые последствия: ускорение культурно-цивилизационных процессов, с одной стороны, и духовное опустошение культуры, с другой. Поэтому особое внимание сегодня следует обратить на важнейшую проблему гуманизации науки, которая широко обсуждается в мировой печати.

Список литературы

1.Быстрова А. Н. Мир культуры (Основы культурологии). Учебное пособие. 2-е изд., испр. и доп.— М.: Издательство Фёдора Конюхова; Новосибирск: ООО “Издательство ЮКЭА”, 2002.-712 с.
2. Гусейханов М., Раджабов О. Концепции современного естествознания: Учебник.6-е изд., перераб. и доп. — М.: Дашков и К°, 2007. - 540 с.
3. Культурология: учеб. пособие для студентов вузов / под ред.А.Н. Марковой. — 4-е изд., перераб. и доп. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. — 400 с.
4. Пархоменко И. Т. Культурология. Вопросы и ответы / Пособие длястудентов средних специальных и высших учебных заведений. Второе издание:перер. и доп. - Ростов-на-Дону: Учитель, 2008. - 329 с.
5. Социальная философия. Курс лекций. Учебно-методическое пособие для заочного отделения. – Ставрополь: Изд-во СГУ,2005. – 151с.
6. Теория культуры в вопросах и ответах: учебное пособие длястудентов университета / колл. авт.; под ред. Н.Б.Шебаршовойи С.М. Богуславской. – Изд. 2-е, перераб. - Оренбург: ИПК ГОУОГУ, 2009. - 161 с.
7. Религия и наука в контексте культуры (Н.Г. Багадасарьян, Ю.П. Полуэктов, И.Г. Тихая- Тищенко)
8. Научно технический прогресс (И. Ф. Кефели)

Задание 2. Культурогенез
Дайте развернутые определения. Укажите источники своего знания.
Культурогенез – один из видов социальной и исторической динамики культуры, заключающийся в порождении новых культурных форм и их интеграции в существующие культурные системы, а также в формировании новых культурных систем и конфигураций. Сущность культурогенеза заключается в процессе постоянного самообновления культуры не только методом трансформационной изменчивости уже существующих форм и систем, но и путем возникновения новых феноменов, не существовавших в культуре ранее. Культурогенез не является однократным событием происхождения культуры в эпоху первобытной древности человечества, но есть процесс постоянного порождения новых культурных форм и систем. С позиций эволюционной теории основной причиной культурогенеза является необходимость в адаптации человеческих сообществ к меняющимся условиям их существования путем выработки новых форм (технологий и продуктов) деятельности и социального взаимодействия (вещей, знаний, представлений, символов, социальных структур, механизмов социализации и коммуникации и т.п.). Существенную роль в процессе уультурогенеза играет также индивидуальный творческий поиск в интеллектуальной, технической, художественной и иных сферах.
Структурно в культурогенезе можно выделить такие частные процессы, как генезис культурных форм и норм, формирование новых культурных систем человеческих сообществ (социальных, этнических, политических, конфессиональных и др.), а также межэтнических культурных общностей и исторических типов культурных систем, отличающихся спецификой своих экзистенциальных ориентаций.
Литература: Флиер А.Я. Культурология для культурологов: Учебное пособие для магистрантов и аспирантов, докторантов и соискателей, а также преподавателей культурологии. — М.: Академический Проект, 2000.— 496 с.
Технократизм
Термин "технократия" впервые применен американским исследователем В. Смитом.
Понятие получило три обще употребляемых толкования: во-первых,
теоретические концепции власти, основанной не на идеологии, а на научно-
техническом знании; во-вторых, тип социально-политического устройства
общества, практически реализующий принципы этой концепции; в-третьих,
социальный слой носителей научно-технического знания, выполняющих функции управления.
Центральной в технократических концепциях является идея о возможности эффективного функционирования власти, основанной на научной компетенции, о возможности замены политического субъективного решения решением рациональным и объективным. Основой претензий на власть для технократов служит все возрастающая роль техники и, следовательно, специальных знаний в управлении не только производственными, но и социально-политическими процессами, а также значение научно-технического прогресса дляразвития современного общества в целом.
Литература: Культурология: учеб. пособие для студентов вузов / под ред.А.Н. Марковой. — 4-е изд., перераб. и доп. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. — 400 с.

Задание 3. Импрессионизм и постимпрессионизм
Укажите время, место и причины их возникновения, характерные признаки, области проявления (архитектура, живопись, скульптура, литература, театр, музыка и т.п.). Не забудьте привести примеры произведений искусства и их авторов. Завершите задание списком литературы, которую использовали.
Импрессионизм — направление в искусстве последней трети XIX — начала XX в., представители которого стремились запечатлеть реальный мир в его подвижности и изменчивости, правдиво передать мгновения жизни. Импрессионизм (термин происходит от французского слова, означающего «впечатление») зародился в 1860-х гг. во Франции, когда живописцы Э. Мане, О. Ренуар и Э. Дега внесли в искусство многообразие, динамику и сложность современного городского быта, свежесть и непосредственность восприятия мира.
В 70—80-х гг. 19в. сформировался импрессионизм во французской пейзажной живописи. Крупнейшими представителями импрессионизма являются Э. Мане, К. Писсарро, Э. Дега, П. О. Ренуар, К. Моне, объединившихся для борьбы за обновление искусства против официального академизма в художественном творчестве.
Художники-импрессионисты совершили величайший переворот в живописи. Они работали, не согласуясь с правилами и принципами академической школы. В отличие от академистов, создававших произведения на библейские, исторические и мифологические мотивы, импрессионисты стремились отобразить реальную жизнь, показать бытовые сценки. Они вышли писать свои полотна на пленэр, т.е. на открытый воздух. Эти художники применяли преимущественно яркие краски, при этом основное внимание уделяли игре цветовых оттенков, а не четкой прорисовке фигур и деталей. Импрессионистов отличает живое видение натуры. Как известно, один и тот же предмет может вызвать различные впечатления в зависимости от освещения, времени года, погоды и даже настроения. Для импрессионистов были важны передача ускользающих мгновений, выделение случайных деталей, постоянное открытие нового.
Новым в искусстве импрессионизма стали техника мазка, передача впечатления от света и цвета натуры. Художники наносили на полотно чистые краски, не смешивая их на палитре, поэтому картины поражали своей многоцветностью и при разглядывании издали как бы оживали. Например, при ближайшем рассмотрении «Белых кувшинок» (1899) К. Моне хорошо видно, что они написаны густо-розовыми, голубыми и даже терракотовыми оттенками. Яркие краски передают не только белизну кувшинок, но и, как кажется, даже их запах. Зритель сам словно присутствует среди них. Этот эффект - величайшее достижение искусства импрессионизма.
Признанным лидером среди художников-импрессионистов был Клод Моне (1840- 1926). Уже в ранней работе «Дама в саду» он использовал чистые, сверкающие краски. Природа у К. Моне не величественна, а естественна. К. Моне разрушает представление о плоскости холста, создавая иллюзию пространства и наполняя его светом, воздухом и движением. В серии картин «Стога сена» (1891), «Руанский собор» (1895) он стремился запечатлеть мимолетные состояния свето-воздушной среды в разное время дня. От названия пейзажа Моне «Впечатление. Восходящее солнце» произошло и название направления — импрессионизм. Одно из лучших произведений К. Моне - знаменитый «Бульвар Капуцинок в Париже» (1873, хранится в ГМИИ им. А. С. Пушкина).
Другой представитель импрессионизма Камиль Писсарро (1830—1903) является автором светлых, чистых по цвету пейзажей, для его картин характерна мягкая сдержанная гамма. Как и другие импрессионисты, Писсарро создал немало городских пейзажей, среди которых лучшими являются виды Парижа, написанные им в конце 90-х годов. Писсарро, как и большинство импрессионистов, пишет маленьким точечным мазком, сочетая его с ясно выраженным контуром предметов. Наиболее известные произведения «Бульвар Монмартр» (1897) и «Оперный проезд в Париже» (1898).
Эдгар Дега (1834-1917), прекрасно изучивший выразительные возможности жеста, любил рисовать танцовщиц («Танцевальный класс», «Танцовщица на сцене», «Танцовщицы на репетиции») и скачки («Скаковые лошади перед трибуной», «На скачках», «Жокеи перед скачками»).
Его творческому почерку свойственны безупречно точное наблюдение, строжайший рисунок, сверкающий, изысканно красивый колорит. Он прославился свободным, иногда асимметричным построением композиции. Чтобы нарушить неподвижность своих картин и передать стремительное движение, Дега использовал различные приемы: поднятие линии горизонта, смещение центра композиции, нарушение перспективы.
Огюста Ренуара (1841 - 1919) считают импрессионистом, но его творчество не ограничивалось рамками этого направления. По технике живописи Ренуар действительно был близок К. Моне, однако его взгляды отличались от эстетики импрессионизма, и он никогда не причислял себя к импрессионистам, хотя в их выставках участвовал. Ренуар писал то, что ему было близко (танцующих модисток, завтракающих лодочников и т.п.), а в импрессионистический период - сцены из жизни парижских предместий, ресторанов и общественные балы («Мулен де ла Галет», «Качели», «Ложа» и др.). В этих, казалось бы, мимолетных впечатлениях художник увидел праздник быстротекущей жизни и сияющую радость ее счастливых мгновений.
Для О. Ренуара было увлекательной задачей изобразить своих современников, особенно волновали художника женские образы - соблазнительное обаяние юных парижанок, жемчужная теплота обнаженного женского тела («Нагая женщина, сидящая на кушетке», 1876). Очаровательны портреты детей кисти Ренуара («Девочка с лейкой», 1876; «Портрет мадам Шарпантье с детьми», 1878).
Франция в конце XIX века дала миру великого скульптора — Огюста Родена (1840—1917), творчество которого относят к импрессионизму. Огюст Роден прославился умением воплощать в скульптуре яркие эмоциональные состояния, внезапные порывы души. В его скульптурах духовное содержание передавалось выражением лица и движением тела, достигающим кульминации в жесте, поразительном по красоте, психологической точности и ритмической выразительности. Есть много общего в скульптуре Родена и живописи Дега: та же мягкость светотени, та же незавершенность жеста.
Роден в 1880 году приступил к работе над «Вратами ада» для Музея декоративного искусства в Париже. Центральная фигура композиции — самое известное творение французского мастера — «Мыслитель». Статуя «Мыслителя» явилась олицетворением мучительного процесса поиска ответов на извечные вопросы о смысле бытия, стоящие перед человечеством.
Импрессионизм широко распространился в мировом искусстве. Среди многочисленных его последователей — американец Д. Уистлер, немцы М. Либерман, Л. Коринт, М. Слефогт, итальянец Дж. Сегантини, русские живописцы К. А. Коровин, И. Э. Грабарь. Присущий импрессионизму интерес к мгновенному движению, ускользающим впечатлениям, текучей форме восприняли и скульпторы — О. Роден во Франции, М. Россо в Италии, П. П. Трубецкой и А. С. Голубкина в России.
Вслед за импрессионизмом во французской живописи конца XIX — начала XX в. возникло течение, получившее название «постимпрессионизм». Постимпрессионизм(от лат. post— после и импрессионизм) — художественное течение, возникшее во Франции как реакция на импрессионизм. Между двумя течениями разница не только во времени. Приставка «пост» не означает, что новое направление просто следовало во времени за старым. Они расходились по принципиальным вопросам. Импрессионизм стремился уловить случайное и мимолетное, а постимпрессионизм искал постоянные начала бытия. В первом преобладали чувства и впечатление, во втором — рассудок и интерес к философским аспектам бытия.К постимпрессионистам относят П. Сезанна, В. Ван-Гога, П. Гогена, А. Тулуз-Лотрека, Ж. Сера, представителей неоимпрессионизма и группы «наби». При общих чертах творчество художников этого направления значительно отличается друг от друга. В этом отразилась атмосфера сложных, противоречивых поисков нравственных ценностей, которая характеризует период начинающегося кризиса европейской культуры.
Мир, природа, человек утверждаются Сезанном во всей цельности и материальности (по терминологии самого художника, это «реализация натуры»). Он стремился исследовать пространство и форму, создать устойчивую композицию. Художник пишет портреты родных («Мадам Сезанн в красном кресле»), друзей и множество автопортретов, портреты-типы («Курильщик», 1895 - 1900),(Портрет А. Воллара, 1899), пейзажи («Берега Марны», 1888), натюрморты («Натюрморт с корзиной фруктов», 1888-1890), сюжетные картины («Игроки в карты», 1890- 1892), (Пьеро и Арлекин, (1888). На своих полотнах он создает мир, полный созерцательности, задумчивости и сосредоточенности. Излюбленный прием Сезанна — совмещение разных точек зрения на объект при его изображении. В отличие от импрессионистов, любивших изображать прогулки и пикники на природе, у Сезанна не видно людей; его многочисленные пейзажи пустынны. Сезанн занимался поиском не изменчивости цветов, а устойчивых структурных закономерностей, его рисунок очень лаконичен, а цветовая палитра небогата: в ней преобладают три цвета — зеленый, голубой и желтый.
Поль Гоген(1848—1903) — один из главных представителей постимпрессионизма, близкий к символизму и стилю «модерн». Стремясь приблизиться к художественным традициям туземного искусства, Гоген намеренно пришел к примитивизации формы. Обобщенный рисунок, контрастные сочетания цветовых пятен придают его картинам настроение торжественного покоя. Его интересуют не столько описательные возможности цвета, сколько его эмоциональное значение. Композиции Гогена носят орнаментальный характер; Гоген — автор таких картин, как «Брод» (1901), «Л, ты ревнуешь?» (1892). На Таити он написал один из своих шедевров «Откуда мы? Кто мы? Куда мы идем?».
Постимпрессионистом называют и Винсента Ван Гога (1853-1890) - художника, воплотившего смятенный дух человека. Его работы имеют определенные черты старой голландской традиции («Едоки картофеля», 1885). Когда через брата Тео, служившего в частной картинной галерее, Ван Гог сблизился с импрессионистами, его техника стала более свободной, смелой, палитра высветлилась («Пейзаж в Овере после дождя», 1890). Ван Гог повышенно эмоционально изображает не только людей, но и пейзаж и предметный мир. Свойственная художнику особая острота восприятия сообщает его произведениям сложное переплетение как будто взаимоисключающих настроений: восторга перед миром и пронзительного чувства одиночества, щемящей тоски, постоянного беспокойства. Даже обычные дома или комнаты («Хижины», 1888; «Спальня», 1888) приобретают у Ван Гога подлинный драматизм. Он очеловечивает мир вещей, наделяя его собственной горькой безнадежностью. Ван Гог достигает экспрессии, нанося краски резкими, иногда зигзагообразными, а чаще параллельными мазками, как в уже упоминаемых «Хижинах». Ощущение напряженности создается с помощью цветовых контрастов и мазков, идущих в разных направлениях.
Сезанн, Ван-Гог, Гоген имели огромное влияние на развитие художественной культуры Новейшего времени.
Литература:
1. История искусств. Режим доступа: http://iskusstvu.ru/
2. Импрессионизм, постимпрессионизм. Режим доступа: http://www.la-fa.ru/
3. Кравченко А. И. Культурология Учебное пособие для вузов — 4-е изд — М Академический Проект, Трикста, 2003 — 496 с
Задание 4. Политеизм
Дайте его развернутое определение. Укажите источники своего знания.

Политеизм (от поли... и греч. theós — бог), многобожие, почитание многих богов. Политеизм возник в раннеклассовом обществе; он развился из полидемонизма — почитания разрозненных духов родоплеменных религий, как отражение в идеологии социального расслоения, а также как усложнение религиозных фантазии. В политеизме сверхъестественный мир представляется как иерархия богов, обладающих большей или меньшей властью, имеющих каждый своё индивидуальное имя, свой облик (часто антропоморфный) и свою определённую сферу управления в природе и обществе. Во главе пантеона, в соответствии с земной властью, стоит верховный бог, но не единственный, в отличие от монотеизма. Политеизм не исключает признания богов других народов.
В ритуале политеизма главную роль играет жречество, группирующееся вокруг храмов. Таковы были религии древних египтян, греков, римлян и др. народов древности, а также современной Индии, Японии и тропической Африки. Многие представления и ритуалы политеизма сохраняются во всех «единобожных» религиях — вера в «святую троицу» (бог-отец, бог-сын и святой дух), почитание пророков, культ богоматери и святых.

Литература: Донини А., Люди, идолы и боги, пер. с итал., 2 изд.- М.: БСЭ, 1966.

Задание 5. Иудаизм
Дайте описание религии: время, место и причины возникновения, особенности символа веры и вероисповедания, регионы распространения. Особое внимание уделите роли религии в формировании культуры соответствующего региона. Укажите источники своего знания.

Иудаизм является религиозной традицией еврейского наро¬да. Термин «иудаизм» восходит к имени Иуды — родоначальника самого многочисленного из древнееврейских племен. Потомки Иуды основали царскую династию в древнем Израильском царс¬тве. Иудаизм представляет собой одну из древних национально-го¬сударственных религий, сохранившуюся до наших дней.
Периоды истории иудаизма. История иудейской традиции начинается во 2 тысячелетии до н. э.% когда семитские кочевые племена заселили Ханаан (сов¬ременная Палестина). После завершения расселения еврейских племен было образовано Израильско-Иудейское царство. Около 945 г. до н.э. израильский царь Соломон построил знаменитый Иерусалимский храм для поклонения Яхве. В 587—586 гг. до н. э. Израиль был захвачен вавилонским царем Навуходоносо¬ром II, Иерусалимский храм был разрушен, большинство иуде¬ев уведено в плен. После падения вавилонской державы в кон¬це 6 в. до н.э. евреям было разрешено возвратиться на родину и восстановить храм в Иерусалиме. В дальнейшем Палестина была завоевана Римом. С 1 в. н.э. еврея расселяются по всему миру, начинается период диаспоры. В средневековый период в Западной Европе возникло учение Каббалы. Основное каб¬балистическое произведение Эогар («Сияние») было написано в 13 в. Согласно Каббале приблизиться к Богу можно только через овладение тайным знанием о Его имени.
Священное писание иудаизма. Священное писание иудеев именуется ТАНАХ, тексты кото¬рого принято разделять на три части:1. Тора («Закон», «Учение») включает пять книг Моисея (Пятикнижие). Автором Горы считается пророк Моисей, вы¬ведший еврейский народ из египетского плена в Ханаан.2. Книги, именуемые Пророки (Небиим), содержат запись пророческих видений, в которых бог Яхве открывал свою волю.3. В группу книг Писания (Ктувим) вошли исторические и поэтические произведения, предназначенные для публичного чтения во время больших религиозных праздников. К наиболее известным текстам этой группы относятся Песнь песней, Экклесиаст. Псалтырь.
Канонический вариант ТАНАХа — так называемая масоретская Библия (от масора — традиция) — был одобрен Сове¬том высшего еврейского духовенства (Синедрионом) в 70-х гг.Iв. н. э.Чтение ТАНАХа — основа синагогального богослужения. Несколько раз в неделю читаются отрывки из Торы. По суббо¬там дополнительно читаются фрагменты пророческих книг.
Талмуд («изучение») представляет собой религиозный, мо¬ральный, бытовой и законодательный комментарий к текстам Торы. В отличие от «писаного закона». Талмуд называют уст¬ным законом.
Заповеди. Завет (союз, договор) Бога с избранным народом включает как центральные следующие положения:
1.Яхве— единственный Бог, творец мира и судьбы каждого человека.
2. Еврейский народ является бого избранным и будет нахо¬диться под особым заступничеством Бога до тех пор пока бу¬дет поклоняться Ему и придерживаться данных Богом законов.
Нравственную основу ТАНАХа составляет Декалог (« 10 за-поведей»), переданный еврейскому народу через Моисея на горю Синай. Декалог включает следующие заповеди: 1) почи¬тать единого Бога; 2) не создавать себе кумира объект для поклонения; 3) не называть имени Бога без необходимости; 4) почитать субботу как день, посвященный Богу; 5) почитать родителей; 6) не убивать; 7) не прелюбодействовать; 8) не во-ровать; 9) не лжесвидетельствовать; 10) не желать ничего, что принадлежит ближнему.
Кроме основных заповедей, жизнь верующего еврея под¬чинена многочисленным запретам и религиозно-обрядовым предписаниям. Среди религиозных обрядов наибольшее зна¬чение придается обрезанию и достижению совершеннолетия. Обрезание мальчиков производится на восьмой день после рож¬дения.
Направления иудаизма. В иудаизме существуют различные направления. К ортодок¬сальному направлению принадлежат хасиды, скрупулезно хра¬нящие закон. Хасидское течение оформилось в середине 18 в. среди евреев Украины. Основатель хасидизма — Израиль Бешт. По учению хасидов, мистическое общение с Богом и чудотворение доступно особым праведникам — цадикам.
Реформированный иудаизм представляет собой разно¬образные религиозно-политические направления, возникшие в середине 19 в. среди евреев Западной Европы и США, вы¬ступающие за упрощение или отмену архаичных предписаний иудаизма.
Консервативный иудаизм представляет собой про¬межуточное звено между ортодоксальным и реформированным направлениями. С начала 20 в. большое влияние приобретает концепция сионизма, в основе которой лежит идея создания еврейского государства.

Литература: Языкович. Религиоведение.- Минск: ТетраСинтез, 2010.- 112с.

Задание 6
Сравните вероучительные, организационные и обрядовые особенности христианских конфессий (православие, католицизм, протестантизм) по нижеприведенным вопросам (оформить в виде таблицы). Не забудьте указать изученную по этому вопросу литературу.
1. Время образования
2. Внутренняя организация и глава церкви
3. Монашество
4. Отношение к браку духовенства
5. Высший авторитет в делах веры
6. Догмат о происхождении духа святого
7. Учение о Деве Марии
8. Учение о чистилище
9. Таинства
10. Особенности богослужения, почитания предметов культа и святых
11. Основные праздники и обряды.

Сравнение вероучительных, организационных и обрядовых особенностей христианских конфессий (православие, католицизм, протестантизм) представлено в таблице.

Таблица
Сравнение вероучительных, организационных и обрядовых особенностей христианских конфессий (православие, католицизм, протестантизм)

Вопросы
Католицизм
Православие
Протестантизм

Время образования. 1054 г. 1054 г. XVI в.
Внутренняя организация и глава церкви. Организационное единство, скрепляемое авторитетами папы Римского (главы Церкви), при значительной автономии монашеских орденов.
Существуют немногочисленные группы старокатоликов и католиков-лефевристов (традиционалистов), не признающих догмат о непогрешимости папы. Сохраняется разделение на поместные Церкви. Существуют многочисленные различия по обрядовым и каноническим вопросам (например, признание или непризнание григорианского календаря).
В России насчитывается несколько различных Православных Церквей.
Под эгидой Московской Патриархии находятся 95% верующих; самой древней альтернативной конфессией является старообрядчество.
В лютеранстве и англиканстве преобладает централизация.
Баптизм организован по федеративному принципу: баптистская община автономна и суверенна, подчиняется только Иисусу Христу.
Союзы общин решают только организационные вопросы.
Монашество. Существует монашество, которое с 11-го - 12-го вв. стало оформляться в ордена.
Наибольшее влияние имел орден св. Бенедикта. Позже возникли другие ордена: монашеские (цистерцианский, доминиканский, францисканский и др.) и духовно-рыцарские (тамплиеры, госпитальеры и др.) Существует монашество, духовным отцом которого считается св. Василий Великий. Монастыри подразделяются на общежитийные (киновиальные) с общим имуществом и общим духовным наставничеством и особножитийные, в которых нет правил киновии. Протестанты отвергают монашество.
Отношение к браку у духовенства. Духовенство даёт обет безбрачия (целибат), за исключением священников Церквей восточного обряда, основанных на союзе с Католической Церковью. Белое духовенство имеет право вступать в брак 1 раз в жизни; чёрное духовенство - монахи - принимают обет безбрачия Брак или безбрачие - дело личного выбора

Продолжение таблицы
Вопросы Католицизм Православие Протестантизм
Высший авторитет в делах веры. 1. Библия (священное писание);
2. Святое придание: постановление семи вселенских соборов; труды отцов церкви II-VIII в. 1. Библия;
2. Постановление всех вселенских соборов.
Воззвание пап. 1. Библия

Догмат о происхождении духа святого. Считается, что Дух Святой исходит и от Отца и от Сына (лат. filiogue - "и от сына"). Католикам восточного обряда разрешается иметь другое мнение по этому вопросу. Считается, что Дух Святой исходит только от Отца через Сына. Конфессия, входящие во Всемирный Совет Церквей, принимают краткий, общехристианский (апостольский) Символ веры, не затрагивающий этого вопроса.
Учение о Деве Марии. Существует догмат о непорочном зачатии Девы Марии, что подразумевает отсутствие не только личного, но и первородного греха. Существуют молитвы Деве Марии как Пресвятой Деве, Матери Божьей, Заступницы. Богоматерь не имела личного греха, но несла последствия первородного греха, как все люди. Православные верят в вознесение Богоматери после успения (кончины), хотя догмата об этом нет. Мария воспринимается как образ совершенной женщины, однако католические догматы о ней отвергаются. Культа ее нет.
Учение о чистилище. Существует вера в частный суд над умершим предваряющий последний, Страшный Суд) и в чистилище - преддверии рая, где умершие освобождаются от грехов и их последствий. Существует учение о "мытарствах" ("частный суд") - об испытаниях души умершего после смерти. Отвергается учение о чистилищах и "мытарствах".
Таинства Приняты семь таинств: крещение (совершается крещение детей; через окропление и обливание), миропомазание (совершается в сознательном возрасте со знанием основ веры), покаяние, евхаристия, брак, священство, елеосвящение. Существуют молитвы об умерших. Приняты семь таинств: крещение (совершается крещение детей; желательно крещение в три погружения), миропомазание (совершается сразу же после крещения), покаяние, евхаристия, брак, священство, елеосвящение. Существуют молитвы об умерших. Разнообразные отношения к таинствам. В большинстве направлений признают два из них - причащение и крещение (в сознательном возрасте с обязательным научением основам веры); несколько направлений (главным образом анабаптисты и квакеры) не признают таинств.

Продолжение таблицы
Вопросы Католицизм Православие Протестантизм
Особенности богослужения, почитание предметов культа и святых. Главным богослужением является литургия (месса) по латинскому и восточному обрядам. Богослужение на национальных языках, а также на латинском. Почитаются изображения Иисуса Христа, креста и святых. Допускается лишь молитва перед иконой, а не молитва иконе. Почитаются святые, им молятся как заступникам перед Богом. Приняты молитвы об умерших. Главным богослужением является литургия по восточному обряду. В большинстве стран богослужение на национальных языках; в России, как правило, на церковно-славянском. Развито почитание креста, икон. Православные отделяют иконопись от живописи как вида искусства, не обязательного для спасения. Почитаются святые, им молятся как заступникам перед Богом. Приняты молитвы об умерших. Разнообразные формы богослужения. Богослужение на национальных языках.
Иконы не почитаются.
В храмах и молитвенных домах присутствуют изображения креста, а в областях, где распространено православие, - православные иконы.
Святые не почитаются. Молитвы об умерших не приняты.

Продолжение таблицы
Вопросы Католицизм Православие Протестантизм
Основные праздники и обряды. Литургический год начинается с Адвента (Рождественского поста).
Среди периодов литургического года выделяются два постных периода — Адвент и Великий Пост, два праздничных — рождественское и пасхальное время.
Прочие периоды литургического года объединены под названием «рядовое время». Выделяется три ранга церковных праздников — «память» (святого или события), «праздник» и «торжество».
Два главных праздника литургического года — Пасха и Рождество празднуются с октавой, то есть в течение восьми дней после самого торжества (Октава Пасхи, Октава Рождества). Три дня, предшествующих пасхальному воскресенью — Великий четверг, Великая пятница и Великая суббота представляют собой вершину богослужебного годового цикла и объединены под названием Пасхальное триденствие. В исторических формах латинского обряда и иных западных и восточных обрядах нет ничего противного православию.
Важнейшее общественное богослужение в православии — Божественная литургия (в России также называемая «обедней»), во время которой совершается таинство Евхаристии — важнейшее по Крещении таинство Церкви, которое составляет её суть и без которого она немыслима.
Литургический год начинается от Недели Пасхи, которая занимает совершенно особое и исключительное положение в числе праздников (Рождество Пресвятой Богородицы
Воздвижение Креста Господня
Введение во храм Пресвятой Богородицы
Рождество Христово
Крещение Господне
Сретение Господне
Благовещение Пресвятой Богородицы
Вход Господень в Иерусалим
Вознесение Господне
День Святой Троицы
Преображение Господне
Успение Богородицы
День Святого Духа). Празднуют наравне со всеми Рождество и Пасху, т. к отвергают почитание Богоматери, святых, мощей и икон, не имеют в своих календарях и соответствующих им праздников.

Литература:
1. Радугин А.А.Введение в религиоведение: теория, история и современные религии: курс лекций. — М.: Центр, 2000.— 240с.
2. Языкович. Религиоведение.- Минск: ТетраСинтез, 2010.- 112с.
количество слов: 210

Вернуться в «Культурология»