Социология

3 курс 1 семестр
Аватара пользователя
Артём Мамзиков
Admin
Сообщения: 804
Стаж: 5 лет 1 месяц
Откуда: Вологодская область
Поблагодарили: 33 раза
Контактная информация:

Социология

Сообщение Артём Мамзиков »

Архив 200 руб
содержимое архива
содержимое архива
содержимое архива
Контрольная зачет

1 Задание выдает лично каждому тему
Социальный контроль и его сущность . Характеристика соц нормы соц санкции. Какую роль социал контроль
План
1 Введение 1,5 - 3 страницы (актуальность темы)
2 (3 Вопроса) Раскрыть содержание
3 Заключение 5 стр
Словарь Голосарий 5 понятий - определений из контрольной основных.
Список литературы.
Нужно рассказать 3 пункт по большей части ей.

2 Задание На А4 -2 листа о вкладе развитии социологии: 1) О. Гюста Конта 2)Гербера Спенсера 3) Эмиля Дюргейма 4) Карл Макс 5) Макс Вебера каждого на 2 листа того 10 листов
Какую роль внесли они, отличие друг от друга...

3 Задание Делимся на 3 подгруппы по журналу по 9 человек
1) До индустриальное общество
2) Индустриальное общество
3) Пост индустриальное общество
Типы обществ Рассказывать на паре (2 листа)

4 Задание Питирим Сорокин Биографию на 2 листа

5 Задание опять же на 3 группы
1) Исторические типы стратификаций 1)рабство 2)касты 3)сословия 4)классы
2) Социальная мобильность виды Вертикальная Горизонтальная Питирим Сорокин каналы мобильность по сорокин о каналах, ....социальная клоузула
3) Социальное дно современного общества основные направления девиантность поведение : наркомания суицид проституция гомосексуализм алкоголизм однополые браки дно общества

6 Задание Социологические исследования (журнал в библиотеке скопировать (ксерокопировать) 2015 год)
Выбрать 1 статью которую сможете пересказать рассказать на паре

7 Задание Прекариат новое явления - 1 лист

Готовая КР

Содержание:
Введение.
1. Понятие социального контроля.
2. Характеристика социальных норм.
3. Санкции как элемент социального контроля.
Заключение.
Глоссарий.
Введение.
Общество — саморегулируемая сложная социальная система. Важнейшую роль в социальном регулировании общественной жизни играет социальная культура, а прежде всего социальные ценности, нормы, социальные институты и организации. Вместе с тем в социальной структуре общества имеется и играет немаловажную роль особое структурное образование – институт социального контроля. Он выступает как часть общей системы социального регулирования и призван обеспечивать различными средствами нормальное упорядоченное функционирование и развитие общества, а также предотвращать и исправлять такие социальные отклонения, которые способны дезорганизовать общественную жизнь и социальный порядок.
Социальный контроль играет немаловажную роль в жизни общества, потому что ни одно общество не может успешно функционировать и развиваться без системы социального контроля. Так Э.Фромм писал, что общество только тогда может функционировать эффективно, когда его члены достигают такого типа поведения, при котором они хотят действовать так, как они должны действовать в качестве членов данного общества.
Общество – система динамичная и по мере развития этой системы складываются и развиваются различные традиции, нормы, ценности. Кроме того человек заинтересован в спокойной и благополучной жизни, в социальном порядке, в успешном развитии и функционировании общества. Все это обеспечивает институт социального контроля, и чем больше он будет развиваться и совершенствоваться, тем организованней и благополучней будет общество. Поэтому систему социального контроля необходимо изучать глубже, находить различные пути решения социальных конфликтов и совершенствовать существующую сейчас социальную культуру.

1. Понятие социального контроля.
Понятие социального контроля было введено Т. Тардом, основоположником социальной психологии, который понимал под ним совокупность способов, при помощи которых преступника приводят к нормальному поведению. Впоследствии значение данного термина существенно расширилось. Это произошло во многом благодаря исследованиям американских социологов Э. Росса и Р. Парка, которые под социальным контролем понимали целенаправленное воздействие на индивида с целью приведения всоответствие человеческого поведения социальным нормам.
Согласно Т. Парсонсу, социальный контроль представляет собой процесс, при помощи которого посредством наложения санкций оказывается противодействие девиантному, т.е. отклоняющемуся поведению и поддерживается социальная стабильность.
Итак, социальный контроль – это способ саморегуляции социальной системы (общества в целом, социальной группы и др.), обеспечивающий посредством нормативного регулирования целенаправленное воздействие людей и других структурных элементов этой системы, их упорядоченное взаимодействие в интересах укрепления порядка и стабильности.
Анализируя содержание этого общего определения, важно иметь в виду ряд принципиальных моментов:
1. Социальный контроль – составная часть более общей и
многообразной системы социального регулирования поведения людей и общественной жизни. Ее специфика состоит в том, что такое регулирование носит здесь упорядоченный, нормативный и достаточно категоричный характер и обеспечивается социальными санкциями или угрозой их применения;
2. Проблема социального контроля – это определенный срез основного
социологического вопроса о соотношении и взаимодействии личности, социальной группы и общества в целом. Социальный контроль осуществляется и через социализацию личности, т.е. внутренний контроль, и через взаимодействие личности с первичной социальной группой, ее культурой, т.е. групповой контроль и через взаимодействие личности, социальной группы с обществом в целом, т.е. социальный контроль через принуждение;
3. Нельзя представлять себе социальный контроль односторонне – как
слепое и автоматическое подчинение личности требованиям социальных норм, когда личность выступает лишь как объект, а общество как субъект. Надо видеть, что в данном случае имеет место именно социальное взаимодействие, притом постоянное и активное, при котором не только личность испытывает воздействие социального контроля, но и социальный контроль претерпевает обратное воздействие со стороны личности, что может приводить даже к изменению его характера;
4. Характер, содержание и направленность социального контроль
определяются характером, природой, типом данной социальной системы. Совершенно очевидно, что социальный контроль в тоталитарном обществе и в демократическом обществе будет принципиально различаться. Точно так же социальный контроль в простых, примитивных, архаичных обществах носит совершенно иной (например, неформальный) характер в сравнении с социальным контролем в сложных современных индустриальных обществах (сложная и развитая система формализованного контроля).
Основное назначение социального контроля – поддерживать порядок и стабильность в обществе, а также обеспечивать социальное воспроизводство (преемственность) в направлении, соответствующем избранной конкретным обществом стратегии развития. Благодаря механизмам социализации, предписывания, поощрения, отбора и контроля социальная система сохраняет равновесие.
Можно указать на следующие отличительные черты социального контроля:
1)упорядоченность, категоричность и формализованность: социальные нормы нередко применяются к индивиду без учета его личностных особенностей; другими словами, человек должен принять норму только потому, что он является членом данного общества;
2) связь с санкциями — наказаниями за нарушение норм и поощрениями за их соблюдение;
3) коллективное осуществление социального контроля: социальное действие часто является реакцией на то или иное поведение человека, а следовательно, может быть как негативным, так и позитивным стимулом при выборе целей и средств их достижения.
Характеризуя анатомию и механизм системы социального контроля, известный российский социолог и правовед А.М.Яковлев выделяет следующие его компоненты и взаимосвязь между ними:
• индивидуальные действия, проявляющиеся в ходе активного взаимодействия индивида с социальной средой;
• социальная шкала оценок, производная от системы ценностей, идеалов, жизненных интересов и устремлений социальной группы или всего общества, от которой зависит реакция социальной среды на индивидуальное действие;
• категоризация индивидуального действия, т.е. отнесение его к определенной категории социально одобряемых или порицаемых действий, являющаяся результатом функционирования социальной шкалы оценок;
• характер общественного самосознания, включая характер общественной самооценки и оценки социальной группой ситуации, в рамках которой она действует, от которого зависит категоризация индивидуального действия;
• характер и содержание социальных действий, выполняющих функцию позитивных или негативных санкций и непосредственно зависящих от состояния общественного самосознания;
• индивидуальная шкала оценок, производная от системы ценностей, идеалов, жизненных интересов и устремлений индивида и определяющая реакцию индивида на социальное действие.
Механизм социального контроля играет важнейшую роль в укреплении институтов общества. Образно говоря, этот механизм – «центральная нервная система» социального института. Социальный институт и социальный контроль состоят из одних и тех же элементов, т. е. идентичных правил и норм поведения, закрепляющих и стандартизирующих поведение людей, делающих его предсказуемым. П. Бергер считает, что «социальный контроль является одним из наиболее общепринятых понятий в социологии. Им обозначают самые различные средства, которые любое общество применяет для обуздания своих непокорных членов. Ни одно общество не может обойтись без социального контроля. Даже небольшой группе людей случайно собравшихся вместе, придется выработать собственные механизмы контроля, дабы не распасться в самые кратчайшие сроки».
Социальный контроль по отношению к обществу выполняет две основные функции:
• Охранительную функцию. Эта функция иногда мешает социальному контролю выступать сторонником прогресса, но в перечень его функций как раз и не входит обновление общества – это задача других общественных учреждений. Так, социальный контроль охраняет мораль, право, ценности, требует уважать традиции, выступает против того нового, что как следует не проверено.
• Стабилизирующую функцию. Социальный контроль выступает в качестве фундамента стабильности в обществе. Его отсутствие или ослабление ведет к аномии, беспорядку, смуте и социальному раздору.

2. Характеристика социальных норм.

Социальная норма — установленное в обществе правило поведения, регулирующее отношения между людьми, общественную жизнь.
Социальные нормы определяют границы допустимого поведения людей применительно к конкретным условиям их жизнедеятельности.
Социальные нормы обладают следующими общими признаками: не имеют конкретного адресата и действуют непрерывно во времени; возникают в связи с волевой, сознательной деятельностью людей; направлены на регулирование общественных отношений; возникают в процессе исторического развития; их содержание соответствует типу культуры и характеру социальной организации общества.
Основные характеристики различных социальных норм:
1. Обычаи - одобренные обществом образцы массовых действий, которые рекомендуется выполнять. Например, празднование Нового года в ночь на 1 января и др.
2. Традиции - ценности, нормы, образцы поведения, идеи, общественные установки и т. д., унаследованные от предшественников. Традиции относятся к культурному наследию; они, как правило, почитаются большинством членов общества. Например, регулярные встречи выпускников учебного заведения и др.
3. Нормы морали - правила поведения, в которых выражаются представления людей о хорошем или плохом, о добре и зле и т. д. Соблюдение моральных правил обеспечивается авторитетом коллективного сознания, их нарушение встречает осуждение в обществе. Например, «Поступай по отношению к другим так, как ты хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе» («Золотое правило» нравственности) и др.
4. Правовые нормы - формально определенные правила поведения, установленные либо санкционированные государством и поддерживаемые его принудительной силой; правовые нормы обязательно выражены в официальной форме: в законах или других нормативных правовых актах; это всегда записанные нормы; в каждом конкретном обществе/существует только одна правовая система. Например, «Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства» (Конституция РФ, ст. 29, п. 2) и др.
5. Религиозные нормы - правила поведения, сформулированные в текстах священных книг либо установленные религиозными организациями. По содержанию многие из них, выступая как нормы морали, совпадают с нормами права, закрепляют традиции и обычаи. Соблюдение религиозных норм поддерживается моральным сознанием верующих и религиозной верой в неизбежность кары за грехи — отступление от этих норм. Например, «Никому не воздавайте злом за зло, заботьтесь о добром между всеми людьми... Не мстите за себя, возлюбленные, а дайте место Гневу Божию» (Новый Завет. Послание к римлянам, гл. XII) и др.
6. Политические нормы - правила поведения, которые регулируют политическую деятельность, отношения между гражданином и государством, между социальными группами. Они находят отражение в законах, международных договорах, политических принципах, моральных нормах. Например: «Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления » (Конституция РФ, ст. 3, п. 2) и др.
7. Эстетические нормы - закрепляют представления о прекрасном и безобразном не только в художественном творчестве, но и в поведении людей на производстве и в быту. Носят, как правило, конкретно-исторический характер. Например, разработанная древнегреческим скульптором Поликлетом система идеальных пропорций человеческого тела,ставшая нормой в эпоху Античности и др.
Кроме того, существуют нормы общечеловеческие, национальные, классовые, групповые, межличностные.
Нормы отличаются друг от друга степенью обязательности исполнения:
—побуждающие;
—запрещающие;
— императивные (лат. imperativus — повелительный);
—рекомендательные.
Социальные нормы выполняют в обществе следующие функции: регулируют общий ход социализации; интегрируют личность в социальное окружение; служат образцами, эталонами соответствующего поведения; контролируют отклоняющееся поведение. Регулирование поведения людей социальными нормами осуществляется тремя способами:
— дозволение - указание на варианты поведения, которые желательны, но необязательны;
—предписание - указание на требуемое действие;
— запрет - указание на действия, которые не следует совершать.
В развитых обществах социальные нормы становятся все более абстрактными, не регламентируют деятельность индивидов, оставляя им определенную меру свободы для саморегулирования своего поведения. Но тем самым на индивида возлагается ответственность за выполнение или невыполнение социальных норм. Они становятся критерием и инструментом оценки человека и его деятельности. Путем ориентации на социальные нормы индивид воспитывает в себе определенные личностные качества.

3. Санкции как элемент социального контроля
Для того чтобы оперативно реагировать на действия людей, выражая свое отношение к ним, общество создало систему социальных санкций.
Санкции – это реакции общества на действия индивида. Появление системы социальных санкций, как и норм, не было случайным. Если нормы создаются с целью защиты ценностей общества, то санкции призваны охранять и укреплять систему социальных норм. Если норма не подкрепляется санкцией, она перестает действовать. Тем самым три элемента – ценности, нормы и санкции – образуют единую цепь социального контроля. В этой цепи санкциям отведена роль инструмента, с помощью которого индивид сначала знакомится с нормой, а затем осознает ценности. Например, учитель хвалит ученика за хорошо выученный урок, поощряя его за добросовестное отношение к учебе. Похвала выступает стимулом к закреплению в сознании ребенка такого поведения как нормального. Со временем он осознает ценность знаний и, приобретая их, перестанет нуждаться во внешнем контроле. Из этого примера видно, как последовательная реализация всей цепочки социального контроля переводит внешний контроль в самоконтроль. Санкции бывают разных видов. Среди них можно выделить позитивные и негативные, формальные и неформальные.
Позитивные санкции – это одобрение, похвала, признание, поощрение, слава, почет, которыми окружающие награждают тех, кто действует в рамках принятых в обществе норм. Поощряются не только выдающиеся действия людей, но и добросовестное отношение к профессиональным обязанностям, многолетний безукоризненный труд и инициатива, в результате которой организация получила прибыль, оказание помощи тем, кто в ней нуждается. В каждом виде деятельности существуют свои поощрения.
Негативные санкции – осуждающие или наказующие действия общества в отношении тех индивидов, которые нарушают принятые в обществе нормы. К числу негативных санкций относятся порицание, недовольство окружающих, осуждение, выговор, критика, штраф, а также более строгие действия – заключение под стражу, лишение свободы или конфискация имущества. Угроза применения негативных санкций более действенная, чем ожидание поощрения. В то же время общество стремится к тому, чтобы негативные санкции не столько карали, сколько предотвращали нарушения норм, были упреждающими, а не опаздывающими.
Формальные санкции исходят от официальных организаций – правительства или администрации учреждений, которые в своих действиях руководствуются официально принятыми документами, инструкциями, законами и указами.
Неформальные санкции исходят от тех людей, которые нас окружают: знакомых, друзей, родителей, коллег по работе, однокурсников, прохожих. Формальные и неформальные санкции также могут быть:
Материальными – подарок или штраф, премия или конфискация имущества;
Моральными – награждение грамотой или почетным званием, недоброжелательный отзыв или злая шутка, выговор.
Для того чтобы санкции были действенными и укрепляли социальные нормы, необходимо, чтобы они отвечали ряду требований:
1. санкции должны быть своевременными. Их эффективность значительно снижается в том случае, если человека поощряют, а тем более наказывают по истечении значительного времени. При этом действие и санкция на него оказываются оторваны друг от друга;
2. санкции должны быть соразмерны действию, обоснованны. Незаслуженное поощрение порождает иждивенческие настроения, а наказание разрушает веру в справедливость и вызывает недовольство в обществе;
3. санкции, как и нормы, должны быть обязательными для всех. Исключения из правил порождают мораль «двойного стандарта», что негативно отражается на всей нормативной системе.
Таким образом, нормы и санкции соединены в единое целое. Если у какой-то нормы отсутствует сопровождающая ее санкция, то она перестает действовать и регулировать реальное поведение. Она может стать лозунгом, призывом, воззванием, но она перестает быть элементом социального контроля.
В зависимости от способа вынесения санкций – коллективного или индивидуального – социальный контроль может быть внешним и внутренним. Внутренний контроль еще называют самоконтролем: индивид самостоятельно регулирует свое поведение, согласовывая его с общепринятыми нормами. В процессе социализации нормы усваиваются настолько прочно, что люди, нарушая их, испытывают чувство неловкости или вины. Вопреки нормам подобающего поведения, человек, например, завидует более удачливому сопернику. В таких случаях говорят о муках совести. Совесть – проявление внутреннего контроля.
Общепринятые нормы, будучи рациональными предписаниями, остаются в сфере, ниже которой расположена сфера подсознания, состоящая из стихийных импульсов. Самоконтроль означает сдерживание природной стихии, он основывается на волевом усилии.
Самосознание – чрезвычайно важная социально-психологическая характеристика человека. Источником, из которого черпается представление человека о самом себе являются окружающие его и значимые для него люди. По реакции на его поступки, по их оценкам индивид судит и о том, каков он сам. На содержание самосознания влияет представление человека о том, каким его считают окружающие. Социальное поведение человека в значительной мере складывается из его реакции на мнения о нем окружающих людей, причем это мнение серьезно влияет на формирование индивидуального самосознания.
Примерно на 70 % социальный контроль осуществляется за счет самоконтроля. Чем выше у членов общества развит самоконтроль, тем меньше этому обществу приходиться прибегать к внешнему контролю. И наоборот, чем меньше у людей развит самоконтроль, тем чаше приходится вступать в действие институтам социального контроля, в частности, армии, судам, государству. Чем слабее самоконтроль, тем жестче должен быть внешний контроль.
Самоконтроль – это одно из важнейших условий самореализации личности и её успешного взаимодействия с другими людьми. Общество оценивает человека, но и индивид оценивает общество, государство и самого себя. Воспринимая оценки, адресованные ему со стороны окружающих людей, групп и общества человек принимает их не механически, а избирательно, переосмысливает их через определенный собственный опыт, привычки, усвоенные им ранее социальные нормы. Соответственно и отношение к оценкам других людей оказывается у человека сугубо индивидуальным, либо положительным, либо отрицательным, либо нейтральным.

Заключение.
Роль и значение социального контроля состоят прежде всего в том, что он вносит серьезный вклад в обеспечение воспроизводства социальных отношений и социальной структуры и тем самым играет очень важную роль в стабилизации и интеграции социальной системы и упрочении социального порядка. Социальный контроль направлен на то, чтобы сделать привычкой стандарты поведения в определенных ситуациях, не вызывающие возражений социальной группы или всего общества. Базируя свою деятельность на общем признании культуры данного общества или группы, на привитии ее ценностей и норм своим членам путем воспитания, социальный контроль призван гарантировать соответствие поведения человека этим ценностям, нормам и ролям. Но особенно велика, непосредственна и наглядна роль социального контроля в предотвращении и пресечении социальных отклонений, в первую очередь девиантного поведения людей и их групп.
Рассмотрев социальный контроль как социальный институт, исследовав его сущность и формы, мы можем сделать следующие выводы:
Механизмы социального контроля играют важнейшую роль в укреплении всех институтов общества;
По отношению к обществу социальный контроль выполняет две основные функции: охранительную и стабилизирующую.
Основное назначение социального контроля – поддерживать порядок и стабильность в обществе, а также обеспечивать социальное воспроизводство в направлении, соответствующем избранной конкретным обществом стратегии развития;
Благодаря механизмам социализации, предписывания, поощрения, отбора и контроля социальная система сохраняет равновесие.


Глоссарий

Девиация или девиантное поведение (от лат. deviatio – уклонение) – отклоняющиеся от общепризнанных норм социальные действия, поступки людей или их группы, приводящие к нарушению этих норм и вызывающие необходимость соответствующего реагирования со стороны социальной группы или общества в целом. В широком смысле девиация включает в себя любые отклонения в поведении от социальных норм – как положительные (геройство, особое трудолюбие), так и отрицательные (преступления, нарушения общественного порядка, норм морали). В более узком смысле (именно этот смысл и затрагивается в данной курсовой работе) понимается только негативное отклонение от утвердившихся норм, как правовых, так и нравственных.
Интериоризация – (от фр. i nteriorisation – переход извне внутрь, от лат. interior – внутренний) – формирование внутренних структур человеческой психики посредством усвоения внешней социальной деятельности, присвоения жизненного опыта, становления психических функций и развития в целом. Любое сложное действие, прежде чем стать достоянием разума, должно быть реализовано вовне. Благодаря интериоризации мы можем говорить про себя, и собственно думать, не мешая окружающим.
Самоконтроль – самостоятельное регулирование личностью своего поведения, его мотивов и побуждений, составная часть системы моральных отношений общества, которая включает как различные формы контроля общества над поведением отдельных его членов, так и личный контроль каждого над собой. Механизм самоконтроля охватывает постепенно складывающиеся в процессе общественной жизнедеятельности личности убеждения, чувства, привычки, самооценку человеком своих действий, побуждений, моральных качеств (одной из форм такой самооценки ,является совесть) ; самовоспитание.
Самосознание – выделение человеком себя из объективного мира, осознание и оценка своего отношения к миру, себя как личности, своих поступков, действий, мыслей и чувств, желаний и интересов.
Социальный контроль – механизм саморегуляции общества и социальных групп, обеспечивающих их целенаправленное воздействие на поведение людей с целью укрепления порядка и стабильности. Социальный контроль призван гарантировать данным социальным ценностям, нормам и ролям поведение человека или социальной группы. Он базирует свою деятельность на общем признании культуры данного общества, группы и привитии её ценностей и норм своим членам путем воспитания образцов поведения.

Задание 2
Вклад в развитии социологии: 1) О. Гюста Конта 2)Гербера Спенсера 3) Эмиля Дюргейма 4) Карл Макс 5) Макс Вебера
1. Огюст Конт
Основоположником социологии считается французский философ Огюст Конт (1798 - 1857 гг.). Именно он начал употреблять название «социология» (лат. societas - общество и греч. logos - учение). Однако его вклад в науку не был ограничен введением термина социология. Основные труды: «Курс позитивной философии», «Система позитивной политики, или социологический трактат об основах религии человечества». Основная идея Конта - отделение «науки» от «метафизики» и теологии.
Контовский позитивизм включает 5 элементов: реальность, полезность, достоверность, точность, созидательность. Одно из главных открытий Конта – закон «трех стадий». Согласно этому закону, человек, общество и человечество в своем развитии неизбежно проходят три стадии:
1) теологическая или фиктивная стадия: человеческий разум стремится к абсолютному знанию;
2) метафизическая или абстрактная стадия: человеческий разум объясняет явление не посредством сверхъестественных факторов, а посредством абстракций;
3) позитивная или научная стадия: действует закон постоянного подчинения воображения наблюдению. Именно на этой, высшей стадии формируется истинная, т. е. позитивная наука, цель которой – познание не фактов, а вытекающих из них законов.
Законы эти неизменны и естественны, для их познания необходимо привлекать достижения естественных наук.
Первоначально для обозначения науки Контом был применен термин «социальная физика», однако увидев, что такой подход к сущности науки может вызвать сведение ее к простой статистике, Конт применил термин «социология».Конт в своих сочинениях постоянно подчеркивает примат общества над индивидом. Взгляд Конта на социальную реальность имеет характерную особенность: Конт не делает различия между обществом и человечеством. Человечество рассматривается как расширенное общество, как высшая форма социальной реальности.В творчестве Конта переплетались 2 типа этики: научная и социально-практическая. С одной стороны, Конт провозгласил социологию наукой объективной и строгой. С другой – социология оказалась для Конта не просто наукой, а мировоззрением, призванным практически преобразовывать всю общественную жизнь, включая политику, мораль, религию и т.д. Конт выделяет 3 главных метода новой науки: чистое наблюдение, эксперимент; сравнительный метод (сравнение человеческих и животных обществ; сравнение различных состояний человеческого общества в оси пространства; сравнение различных состояний человеческого общества в оси времени). С точки зрения Конта, социология делится на:
- социальную статику (социальная «анатомия», «порядок и прогресс», цель – познание законов социального порядка) и
- социальную динамику (социальная «физиология», «порядок и прогресс», изучает законы социального прогресса).
Основной фактор, обуславливающий порядок в социальной системе – солидарность. В теории Конта консенсус – основной компонент социальной статики.
Таким образом, Конт внес серьезный вклад в развитие социологии: он обосновал ее необходимость и возможность, внес вклад в формирование парадигм о социальной реальности, внес значительный вклад в профессиональную этику социологии.

2. Гербер Спенсер
Виднейшим представителем натурализма в социологии был английский учёный Герберт Спенсер (1820-1903), который в созданной им системе синтетической философии пытался объединить все теоретические науки того времени. Его взгляды основывались на аналогии между биологическим и социальным организмами.
В традициях позитивистской социологии Спенсер, опираясь на исследования Ч.Дарвина, предложил использовать эволюционную теорию для объяснения социальных изменений. Однако в противоположность Конту он сделал акцент не на том, что изменяется в обществе на разных периодах человеческой истории, а на том, почему происходят социальные перемены и почему в обществе возникают конфликты и катаклизмы. По его мнению, эволюционируют в единстве все элементы Вселенной - неорганические, органические и надорганические (социальные). Социология призвана изучать прежде всего надорганическую эволюцию, которая проявляется в количестве и характере разного рода общественных структур, их функциях, в том, на что собственно нацелена деятельность общества и какие продукты оно производит. В этой связи Спенсер обосновывает постулат, согласно которому изменения происходят в обществе по мере того, как его члены приспосабливаются к природной или социальной среде. В качестве доказательств и обоснованности своего постулата ученый приводит многочисленные примеры зависимости характера человеческой деятельности от географии местности, климатических условий, численности народонаселения и т.д.
По Спенсеру эволюция физических и интеллектуальных способностей членов общества находится во взаимозависимости с эволюцией социальной. Отсюда следует, что качество жизни членов общества, характер экономических и политических институтов зависят в конечном счете от "усредненного уровня" развития народа. Поэтому любые попытки искусственно подтолкнуть социальную эволюцию с помощью, например, регулирования спроса и предложения, или радикальных реформ в политической сфере без учета свойств членов, составляющих общество, с точки зрения ученого, должны обернуться катаклизмами и непредсказуемыми последствиями. На этом основании социолог не принял ни социализма, ни либерализма за их попытки, хотя и разные - революционные и реформистские - вмешательства в естественный ход эволюции. Спенсер полагал, что человеческая цивилизация в целом развивается по восходящей линии. Но отдельно взятые общества могут не только прогрессировать, но и деградировать.
Спенсер старался провести последовательную аналогию между биологическим организмом и обществом как социальным организмом. Он утверждал, что непрерывный рост общества позволяет смотреть на него как на организм. Общества, как и биологические организмы, развиваются в “форме зародышей” и из небольших “масс” путем увеличения единиц и расширения групп, соединения групп в большие группы и соединения этих больших групп в еще большие группы. Главное направление происходящих изменений Спенсер видел в нарастании многообразия внутренней дифференциации общественного развития (социальное расслоение, появление новых организаций и т. д.) при одновременном усилении общественных связей. Спенсер выделил два типа общества: “военное”, в котором сотрудничество людей в достижении общей цели имеет принудительный характер, и “промышленное” с добровольным сотрудничеством. Общество как социальный организм, по мысли Спенсера, состоит из трех главных систем: “производящей средства для жизни”, “распределительной”, “регулятивной”. Последняя включает в себя систему социального контроля, который держится на страхе. “Страх перед живыми” поддерживается государством, а “страх перед мертвыми” -- церковью.
Исследуя происхождение всех живых тел Спенсер поставил перед собой задачу осуществить как можно больше эмпирических обобщений для доказательства эволюционной гипотезы. Особое внимание Г. Спенсером было уделено анализу надорганической эволюции в труде “Основания социологии”. Чем менее развитыми являются физические, эмоциональные и интеллектуальные способности человека, тем сильнее его зависимость от внешних условий существования, важнейшей частью которых может быть соответствующее групповое образование. В борьбе за выживание человек и группа совершают ряд непреднамеренных действий, объективно предопределенных функций. Этими функциями, осуществляемыми членами определенных групп и самими группами, определяются групповые организации и структуры, соответствующие институты контроля за поведением членов групп.
Спенсер активно отстаивал идею о том, что общество не может и не должно поглощать отдельную личность. Он выступал не только против идей социальной революции, но и против каких бы то ни было социальных реформ, и даже против любого вмешательства государства в общественную жизнь. Он полагал, что забота о сиротах, больных, нищих и обездоленных противоречит теории естественного отбора, согласно которой выживать должен сильнейший, а слабый уступает ему жизненное пространство. Своим анализом понятий общества, социального роста, социальной структуры, социальных функций различных систем и органов общественной жизни Спенсер заложил фундамент понятийной системы социологии, а также основы методики структурно-функционального анализа.

3. Эмиль Дюркгейм
Эмиль Дюркгейм (1858-1917) - основатель французской социологической школы, практически первым попытался теоретически обосновать и выделить такой специфический предмет научного изучения социологии, как "социальная сфера". Им разработаны методология и методы социологических исследований, которые позволили подвести под социологическую науку базу эмпирических исследований и акцентировать внимание на её прикладном характере.
Дюркгейм не считал, что социология как наука уже сформировалась. Самостоятельную науку об обществе со своим собственным предметом и специфическим методом, с его точки зрения, еще предстояло создать. Для обозначения основополагающих принципов теории Дюркгейма и его способа обоснования социологии в литературе используется термин "социологизм". При изложении главных принципов его социологии необходимо различать в нем два аспекта: онтологический и методологический. Онтологическая сторона социологизма, т.е. концепция социальной реальности, состоит из следующих базовых постулатов:
1. Социальная реальность включена в универсальный природный порядок, она столь же устойчива, основательна и "реальна", как и другие виды реальности, а потому, подобно последним, развивается в соответствии с определенными законами.
2. Общество - это реальность особого рода, не сводимая к другим ее видам. Дюркгейм утверждал, что социология должна изучать общество как особую духовную реальность, законы которой отличны от законов индивидуальной психики. Речь идет об автономии социальной реальности по отношению к индивидуальной, т.е. биопсихической реальности, воплощенной в индивидах. Человек для него - это двойственная реальность, в которой сосуществуют, взаимодействуют и борются две сущности: социальная и индивидуальная. Противопоставление этих двух начал человеческой природы выступает у Дюркгейма в разнообразных формах, в частности, в следующих дихотомиях:
1) определяемое социально и биологически заданное;
2) факторы, специфичные для отдельных обществ и выделяемые или постулирующие характеристики человеческой природы;
3) факторы, общие для данного общества или группы и характерные для одного или нескольких индивидов;
4) сознание и поведение ассоциированных индивидов, с одной стороны, и изолированных индивидов - с другой;
5) социально предписанные обязанности и стихийно формирующиеся желания и действия;
6) факторы, исходящие "извне" индивида и возникшие внутри его сознания;
7) мысли и действия, направленные на социальные объекты, и те, что являются сугубо личными и частными;
8) альтруистическое и эгоцентрическое поведение.
Э.Дюркгейм много внимания уделял изучению форм и видов поведения людей в моменты общественной дезорганизации. Он вывел понятие нормального типа общества, понятие нормы и патологии, используя их в описании кризисов и преступлений. Проведённые им исследования позволяют дать объяснение причин девиантного (отклоняющегося от нормы) поведения, дефектов социальных норм и подробно классифицировать типы такого поведения.
Будучи преемником О.Конта, Дюркгейм, однако, разделял не все его воззрения. Он отвергал закон о трёх стадиях интеллектуального и социального развития. В противовес Конту, провозглашавшему отказ от причинности в научном объяснении и замену вопроса "почему" на вопрос "как", Дюркгейм упорно искал причины социальных явлений. Индивидуализму Спенсера он противопоставил идею "коллективности" - примат общества над личностью. Но Дюркгейм оспаривал и позицию марксизма в смысле неправомочности экономического редукционизма. А в отличие от Вебера он считал, что общество - это надындивидуальное бытие, существование и закономерности которого не зависят от отдельных действий индивидов. Здесь в действие вступают "социальные факты" - коллективные представления (право, мораль, религия, чувства, привычки и т.д.), которые существуют вне индивида и принудительно навязываются человеческому сознанию общественной средой. Действия индивида подчиняются правилам-нормам, которые Дюркгейм назвал "коллективным сознанием".
Основными работами Э.Дюркгейма являются его книги "О разделении общественного труда", "Правила социологического метода" ("Метод социологии"), "Элементарные формы религиозной жизни". Вклад Дюркгейма в становление и развитие социологического знания общепризнан, его идеи продолжают сохранять актуальность и по сей день.

4. Карл Макс
Значительный вклад в развитие социологии внес Карл Маркс (1818-1883). Идейными предпосылками творчества Маркса явились: идея Гегеля о противоречии как источнике развития общества; философия Фейербаха, благодаря которой у Маркса возникла концепция отчуждения труда; английская политэкономическая мысль, у которой Маркс заимствовал понимание труда, как основного источника стоимости продукта; идеи утопического социализма.
Одной из основных его заслуг по праву считается научный анализ современного ему капиталистического общества. В качестве инструмента такого анализа Маркс использовал классовую структуру общества: все индивиды принадлежат к определенным социальным классам, разделение на которые происходит по признаку владения средствами производства и размера вознаграждения, получаемого с этого владения. Разделение на классы основано на неравенстве, а это значит, что один класс (класс собственников средств производства) находится в более выгодном положении, чем остальные, и присваивает себе часть результатов труда другого класса (рабочего класса).
Борьба рабочего класса за изменение порядка распределения производимого продукта приводит к достижению неустойчивого равновесия на основе временного соглашения между эксплуататорами и эксплуатируемыми. По мнению Маркса, эксплуатацию нельзя реформировать, ее можно только уничтожить, заменив классовое общество на бесклассовое. Таким образом, Маркс выдвинул совершенно иной подход к пониманию общества, нежели О. Конт. Если для Конта или Дюркгейма главное – стабилизация общества, то для Маркса – уничтожение его и замена новым, более справедливым. Многие считают, что вся мировая социология возникла и сформировалась чуть ли не как реакция на марксизм, как стремление всеми средствами опровергнуть его.
Маркс выступал за революционный путь изменения общества, а все другие социологи – за реформистский. Маркс – основоположник так называемой теории конфликта, происходящего в результате неравенства, которое постоянно усиливается при доминировании одних классов над другими. Он определял противоречия и конфликты как важнейший фактор социальных изменений, как движущую силу в истории.
К. Маркс впервые представил общество как продукт исторического развития, как динамично развивающуюся структуру. Он обосновал возникновениесоциального неравенства и проанализировал социальные конфликты как явление, необходимое для общественного развития и прогресса.
Главным фундаментальным трудом К. Маркса является четырехтомник «Капитал»(1843 – 1883гг.), в котором получило всеобщее развитиематериалистическое понимание истории. Оно исходит из положения, что способ производства, а вслед за ним обмен его продуктов составляют основу всякого общественного строя

5. М. Вебера
Макс Вебер (1864-1920) - немецкий экономист и выдающийся социолог, глубоко проник в предмет исследования с целью поиска исходных, базовых элементов, с помощью которых можно было бы прийти к пониманию закономерностей общественного развития. Социология, по его мнению, должна быть "понимающей", поскольку действия индивида - "субъекта" социальных отношений, являются осмысленными. А осмысленные (предполагаемые) действия и отношения способствуют пониманию (предвидению) их последствий.
Вебер был сторонником социального номинализма. Номинализм - теоретическая и методологическая ориентация, предполагающая, что характер и действия индивидов, а не коллективов, в конечном счете определяют суть общества. Одним из центральных пунктов теории Вебера явилось выделение им элементарной частицы поведения индивида в обществе - социального действия, которое является причиной и следствием системы сложных взаимоотношений между людьми.Как считает социолог, анализ и типизация социальных действий людей является основным предметом социологии. Действие человека обретает характер социального действия, если в нем присутствуют два принципиальных момента:
- субъективная мотивация индивида, который вкладывает в свой акт определенный смысл;
- ориентация на поведение других людей.
Средством обобщения всего многообразия эмпирической действительности выступает у Вебера понятие "идеальный тип", которое и служит главным инструментом познания. Идеальные типы - это предельные понятия, используемые в познании в качестве масштаба для соотнесения и сравнения с ними социальной исторической реальности. Вебер трактовал идеальный тип как «интерес эпохи, выраженный в виде теоретической конструкции». Это некая идеальная модель того, что наиболее полезно человеку, что объективно отвечает его интересам в современной ему эпохе. В этом отношении в качестве идеальных типов могут выступать моральные, политичские, религиозные и другие ценности и вытекающие их них установки поведения и деятельности людей, правила и нормы их поведения, а также традиции социального общения. Идеальные типы Вебера характеризуют как бы сущность оптимальных общественных состояний - состояний власти, межличностного общения, индивидуального и группового сознания и т.д. В силу этого они выступают как своеобразные критерии, исходя из которых необходимо вносить изменения в духовную, политическую и материальную жизнь людей.
По Веберу, все социальные факты объясняются социальными типами. Он предложил типологию социальных действий, типов государства и рациональности, оперируя такими идеальными типами, как "капитализм", "бюрократия", "религия", "государство" и др.
Стержнем веберовской «понимающей» социологии является идея анализа социальных реалий вообще и социальных действий в особенности через призму степени их рациональности. Вебер исходит из того, что характер общества, демократичность или авторитарность его институтов, их функциональность есть производное от особенностей социальных действий индивидов, их рациональной или иррациональной составляющей. Воплощением рациональности Вебер считает правовое государство, функционирование которого целиком базируется на рациональном взаимодействии интересов граждан, подчинении их закону, а также общезначимым политическим и моральным ценностям. Создавая идеальную модель бюрократии, социолог представлял ее в виде совокупности индивидов, выполняющих рациональные действия, нацеленные на достижения успешных результатов, имеющих общественную значимость и полезность.
Социологическая концепция Вебера тесно связана с другими социологическими системами, характерными для прошлого века. Среди основных работ Вебера отмечают: «Протестантская этика и дух капитализма», «О некоторых категориях понимающей социологии», «Политика как призвание и профессия», «Наука как профессия», «Хозяйственная этика мировых религий», «Аграрная история древнего мира», «Хозяйство и общество», «О буржуазной демократии в России», «К истории торговых обществ в средние века».

Задание 3
ИНДУСТРИАЛЬНОЕ ОБЩЕСТВО
Индустриальное общество – одно из основных понятий политологии и социологии, характеризующее природу развитых, модернизированных государств. Термин был введен К.А.Сен-Симоном в начале 19 в. Различные варианты истолкования индустриального общества встречались в работах классиков западной социологии – О.Конта, Э.Дюркгейма и др. Однако широкое распространение понятие получило лишь в 50-е гг. 20 в. в связи с активной экспансией в социальных науках теории модернизации.
Отличительные особенности индустриального общества:
1. Утверждение индустриального технологического уклада как доминирующего во всех общественных сферах (от экономической до культурной).
2. Изменение пропорций занятости по отраслям: значительное сокращение доли занятых в сельском хозяйстве (до 3-5%) и рост доли занятых в промышленности (до 50-60%) и сфере услуг (до 40-45%).
3. Интенсивная урбанизация.
4. Возникновение нации-государства, организованной на основе общего языка и культуры.
5. Образовательная революция. Переход ко всеобщей грамотности и формирование национальных систем образования.
6. Политическая революция, ведущая к установлению политических прав и свобод ( прежде всего избирательного права).
7. Рост уровня потребления ("революция потребления", формирование "государства всеобщего благосостояния").
8. Изменение структуры рабочего и свободного времени (формирование "общества потребления". (См. досуг ).
9. Изменение демографического типа развития ( низкий уровень рождаемости, смертности, рост продолжительности жизни, постарение населения, т.е. рост доли старших возрастных групп).
Индустриализация является основой более широкого социального процесса модернизации. Модель "индустриального общества" часто использовалась в качестве универсальной для описания современного общества, охватывающего капитализм и социализм как два своих варианта. В теориях конвергенции (сближения, схождения) подчеркивались признаки сближения капиталистических и социалистических обществ, которые в конечном счете становятся и не классически капиталистическими, и не традиционно социалистическими.

Задание 4
Биография Питирима Сорокина
Питирим Сорокин — русско-американский социолог и культуролог. Один из основоположников теорий социальной стратификации и социальной мобильности.
В 1914 окончил юридический факультет Петербургского университета. Среди его учителей был известный социолог М.М.Ковалевский. В том же году Сорокин опубликовал свой первый труд «Преступление и кара, подвиг и награда» социологический этюд об основных формах общественного поведения и морали.
После февральской революции Сорокин редактировал газету «Воля народа», был личным секретарем А.Ф.Керенского, депутатом Учредительного собрания. Преподавал в Петроградском университете, в 1920 был избран профессором по кафедре социологии. В апреле 1922 защитил диссертацию «Система социологии».
В сентябре 1922 был выслан из страны вместе с большой группой деятелей русской культуры. Некоторое время преподавал в Русском университете в Праге. Опубликовал труд «Современное состояние России» (1923).
С 1924 – профессор университета Миннесоты (США). В последующие годы опубликовал ряд трудов, которые принесли ему мировое признание («Социальная мобильность», «Современная социологическая теория» и др.).
Во второй половине 1920-х годов Сорокин разрабатывает теорию социокультурных циклов, которая получает обоснование в его трудах «Социальная и культурная динамика» и «Кризис нашего времени».
В 1931 основал социологический факультет в Гарвардском университете, возглавлял его до 1942.
В 1949 он создал в Гарварде Исследовательский центр по творческому альтруизму. Роли любви и альтруизма в человеческих отношениях посвящены его исследования-манифесты: «Альтруистическая любовь: исследование американских «добрых соседей» и христианских святых»(1950), «Пути и власть любви»(1954) и др.
В 1964 Сорокин был избран президентом Американской социологической ассоциации. Последняя значительная работа ученого посвящена России: «Основные черты русской нации в двадцатом столетии» (1967). Среди учеников Сорокина – крупнейшие американские социологи, такие, как Р.Мертон, Р.Миллз, Т.Парсонс и др.

Задание 5
Социальная мобильность. Виды (Вертикальная, Горизонтальная) Теория социальной мобильности Питирима Сорокина.
Под социальной мобильностью понимается любой переход индиви¬да или социальной группы из одной социальной позиции в другую. Существует два основных типа социальной мобильности:горизонтальная и вертикальная. Под горизонтальной социальной мобильностью подразумевается переход индивида из одной социальной группы в другую, расположенную на одном и том же уровне. Перемещение некоего индивида из баптистской в методистскую религиозную группу, из одного граждан¬ства в другое, из одной семьи в другую, с одной фабрики на другую, при сохранении своего профессионального статуса, — все это примеры горизонтальной социальной мобильности. Во всех этих случаях "перемещение" может проис¬ходить без каких-либо заметных изменений социального положения индивида в вертикальном направлении. Под вертикальной социальной мобильностью подразумеваются те отношения, которые возникают при перемещении индивида из одного социального пласта в другой.
Механизмы социальной мобильности.
Общие принципы социальной мобильности сформулировал Питирим Сорокин. Он считал, что едва ли возможно такое общество, страты которого не допускали бы никакого движения через свои границы. Даже кастовая система знает исключения. Далее, Сорокин полагал, что история не знает ни одной страны, где вертикальная мобильность была бы абсолютно свободной, т. е. переход из одного слоя в другой осуществлялся бы без сопротивления. Он также утверждал, что более современное общество отличается большей интенсивностью передвижения индивидов по вертикали.
Поднимаются и опускаются но ступеням социальной иерархии не экономические, политические или профессиональные группы, а отдельные их представители, более или менее удачливые, стремящиеся преодолеть притяжение привычной социокультурной среды. Сказанное не означает, что эти передвижения не могут быть массовыми. Напротив, в современном обществе водораздел между стратами многие преодолевают сравнительно легко. В случае успеха индивиды меняют социально-профессиональную группу. Рабочий, успешно проявивший себя на политическом поприще и дослужившийся до министерского портфеля или избранный в парламент, порывает со своим местом в социальной иерархии и со своей прежней профессиональной группой. Разорившийся предприниматель скатывается вниз, теряя не только престижное место, но и возможность заниматься привычным делом.
Сорокин выделил и основные механизмы социальной мобильности. Он пишет, что «...все общества стратифицированы. Это значит, что внутри них функционирует своего рода «сито», просеивающее индивидов, позволяющее некоторым подниматься наверх, оставляя других в нижних слоях, и наоборот». Роль такого «сита» выполняют те же механизмы, которые упорядочивают, регулируют и консервируют стратификацию. Это социальные институты, регулирующие движение по вертикали, и своеобразие культуры (ценностей и норм), образа жизни каждого социального слоя, проверяющего каждого выдвиженца «на прочность», на соответствие ценностям и нормам страты, в которую он перемещается.
Сорокин показал, как различные институты выполняют роль механизмов социальной циркуляции, своеобразных социальных лифтов, перемещающих людей вверх и вниз. Так, система экономики обеспечивает и социализацию личности, и се вертикальную мобильность с точки зрения профессионального мастерства и обеспеченности.Политическая система (государство, партии, организации) формирует политическую элиту, институт права собственности и наследования укрепляет класс собственников. Система образования обеспечивает не только социализацию личности, ее обучение, но в роли своеобразного социального лифта позволяет способным и упорным подняться на высшие этажи социальной иерархии.
Использования движущей силы какого-то социального института для подъема наверх не всегда достаточно. Для закрепления в новой страте необходимо принять ее образ жизни, строить свое поведение в соответствии с ее нормами и ценностями. Процесс адаптации может протекать достаточно болезненно, так как человек нередко бывает вынужден распрощаться со старыми привычками, нормами, ценностями, на первых порах контролировать каждый свой поступок. Адаптация к новой социокультурной среде требует психологического напряжения.
Человек навсегда может оказаться изгоем в той социальной страте, куда он стремился или в которой оказался волею судьбы. Если социальные институты можно рассматривать как «социальные лифты», то социокультурная оболочка, обволакивающая каждую страту, выполняет роль фильтра, осуществляющего своеобразную селекцию. Фильтр может не пропустить индивида, стремящегося наверх, и тогда, вырвавшийся из низов, он обречен стать изгоем. Поднявшись на более высокую ступень, он остается за дверью, ведущей в самую страту.
Аналогичная картина может сложиться и при движении вниз. Утратив право, обеспеченное, к примеру, капиталом, находиться в высших слоях, индивид опускается на более низкую ступень. Часто он не в состоянии открыть дверь в новый для него социокультурный мир и испытывает психологические затруднения. Я уже упоминал этот феномен пребывания человека как бы между двумя культурами, связанный с его перемещением в социальном пространстве и называемый маргинальностью.
Россия в настоящее время переживает период смены политической и экономической элит. Класс предпринимателей, опираясь на финансовый капитал, к 1998 г. укрепил свои позиции, претендуя на право занимать верхние этажи социальной лестницы. Поднялась и новая политическая элита во главе с Б. Ельциным: ее подъем произошел как путем вытеснения старой номенклатурной элиты советского периода, так и путем перехода части последней в состояние новоявленных предпринимателей и «демократов».
Экономические кризисы, сопровождающиеся массовым падением материального благосостояния, ростом безработицы, увеличением разрыва в доходах, становятся первопричиной роста наиболее обездоленной части населения, составляющей основание пирамиды социальной иерархии. Перемещение по нисходящей линии охватывает целые группы — работников нерентабельных предприятий и отраслей. Так произошло со стратами военных, работников ВПК, ученых в постсоветской России. Понижение социальной группы может быть временным, а может приобрести устойчивый характер. В первом случае положение социальной группы выправляется, она возвращается в привычный социальный статус. Во втором — нисхождение оказывается окончательным, и социальная группа начинает адаптироваться к новому месту в социальной иерархии. Так, в частности, произошло с бывшей «советской интеллигенцией» в нынешней России

Задание 6
Социологические исследования (журнал в библиотеке скопировать (ксерокопировать) 2015 год)
Выбрать 1 статью которую сможете пересказать рассказать на паре

Задание 7
Прекариат - новое явления.
В России, как и в других странах мира, происходят изменения во всех сферах социокультурной жизни общества. Однако в российском обществе они имеют свою специфику. В связи с этим научный интерес привлекло новое явление - прекариат. Следует отметить, что неуверенность в завтрашнем дне, тревожность, беспокойство, отчуждение и незащищенность становятся экзистенциальной основой современного человека. Поэтому возникает насущная необходимость в теоретическом осмыслении данного явления как одной из значимых проблем современной России.
Прекаризация (от англ. и лат. сомнительный, опасный, рискованный, негарантированный, нестабильный, стоящий на песке). В общем понимании трудовые отношения, которые могут быть расторгнуты работодателем в любое время. Также термин означает дерегуляцию трудовых отношений и ущемленную правовую и социальную гарантию занятости. Это явление охватило значительную часть наёмных работников и в связи с этим высказывается точка зрения, что на смену знакомому понятию «пролетариат» пришло новое — «прекариат».
В России вопрос о зарождающемся прекариате возник совсем недавно. В апреле 2013 года на XIV Международной научной конференции "Модернизация экономики и общества" вице-премьер РФ Ольга Голодец заявила, что 38 млн. трудоспособных россиян "непонятно где заняты, чем заняты, как заняты". Это сразу же подтолкнуло российских учёных "провести ревизию" российского общества, особенно трудоспособной его части на предмет какой-либо занятости. Некоторые эксперты считают, что около 30% трудоспособных россиян находятся в условиях "неустойчивой занятости", то есть их трудовые отношения не оформлены и они находятся в теневом или, как выразилась Ольга Голодец, "нелегитимизированном" секторе рынка труда.
Превращение ранее гарантированных трудовых отношений в существенно негарантированные и незащищенные (прекаризация) включает такие виды занятости, как подрядная работа, трудовой контракт на ограниченный срок, занятость на неполное рабочее время при малых или вообще отсутствующих социальных гарантиях, мнимо самостоятельный труд, работа по вызову и т.д. К прекаризации также можно отнести так называемый заемный труд (аутстаффинг, лизинг персонала). Его суть в том, что специализированная коммерческая фирма (зачастую частное агентство занятости) нанимает в свой штат работников, временных или постоянных, исключительно для выполнения заказов на услуги этих работников. Прекаризация фактически приводит к ограничению ответственности работодателя за персонал, который ему приносит прибыль. Подверженных прекаризации работников стали даже называть прекариатом. Прекаризация болезненно сказалась на профсоюзах. Так, например, в США численность членов профсоюзов упала до самого низкого уровня за последние 70 лет. В России под прекаризацией понимают негарантированную занятость или нетипичную занятость.
В конечном счете, острый инфантилизм приводит людей лишь к потреблению и невозможности созидать. Однако такой образ жизни наносит вред не только им, но и последующим поколениям. Отсутствие демографического развития в городах в России, Европе строится на тех же основаниях: рост внешних возможностей, усиление эгоизма использования личной свободы, неспособность сознания противостоять системе коллективного потребительского сна, капиталистическое измерение жизни людей, лишение реальной свободы, в результате угасание и вымирание.
количество слов: 166

Вернуться в «Социология»